Выбор.
Из весьма обширного ассортимента выбирал модели кораблей крупных масштабов. Их оказалось совсем немного, к тому же в таких масштабах продаются наборы простеньких с точки зрения такелажа судов, что рассматривалось мной как большой плюс. Почитав подробнейшие инструкции к моделям, свободно доступные на сайте фирмы, остановился на «Virginia Armed Sloop». Эта модель парусника выделяется из всей линейки Model Shipways еще и тем, что предусматривает двойную обшивку корпуса, что позволяет сделать модель без окраски, в «европейском» стиле. Видимо, это первая подобная модель для американской фирмы, и должен заметить, что весьма удачная. Цена не отпугивала, хотя есть наборы и дешевле. Итак, выбор сделан.
Ход работы
Если вы не обладаете глубокими знаниями в данной области, то советуем вам вооружиться интернетом и полезной литературой по чертежам из дерева.
Если у вас есть программы и поддержкой построения моделей в 3D, например 3D Paint, то это тоже можно применять для чертежей и примерной проектировки всех моделей.
Как вы уже поняли, чертёж является главной составляющей вашей работы. Ведь когда построен чертёж, сделать всё, что там указано верно и без ошибок уже не представляет большого труда.
В том случае, если вы не можете или по какой-либо причине не уверены в своём чертеже, то лучше не рисковать и обратиться к специалистам.
Кроме чертежа, вам понадобится стандартный набор столярных инструментов, которые всем известны (молоток, гвозди и т.д)
Главное — это грамотный и правильный чертёж, а остальное уже пойдёт как по накатанной и вы уже поймёте, как самому сделать лодку.
Полезные советы
- При желании сэкономить, то проще воспользоваться обычными строительными гвоздями.
- Использование струбцин обязательно при крепеже реек, а точнее для их фиксации.
- Во избежание «пузырей», установка метизов должна происходить через небольшое расстояние.
- Не рекомендуется экономить на эпоксидной смоле. При сжатии остатки смолы должны просачиваться наружу – это показатель того, что количество вещества достаточно.
- Некие изъяны на поверхности корпуса можно устранить при помощи водостойкой шпаклевки.
- Суша – лучшее место для хранения.
- Краски лучше всего приобрести в специальных магазинах для лодок, катеров.
Заключение
Изготовление собственными руками плавательного средства, как лодка плоскодонка, – творческая, любопытное занятие, как для начинающих строителей, так и для любителей рыбалки. Не исключено, что новички допустят некие ошибки. Соблюдение необходимых правил и советов помогут будущим обладателем выполнить работу качественно и без ошибок. Лодка прослужит владельцу не один сезон. В результате можно получить отличную лодку, которая прослужит владельцу долгие годы.
Материалы для изготовления лодки
Интернет кишит разнообразными идеями творчества, которые легко можно воплотить в жизнь. Введя любой запрос в поисковик, человек быстро получает интересующий его ответ.
И решив соорудить средство для плавания на воде, вы легко обнаружите массу идей, которые при желании можно воплотить в жизнь. Итак, из чего можно сделать лодку? Её можно изготовить из:
Каждый перечисленный материал отличается сложностью в использовании, потому что плотность разная, а соответственно качество тоже. Но стоит помнить, что каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, выбор материла напрямую зависит от срока дальнейшей эксплуатации средства:
- Например, самым прочным материалом является дерево. Оно более приспособлено для длительного плаванья на воде и может послужить лет семь. Стоит помнить, нужно брать прочное дерево. Лучше всего использовать дуб. Так существует большая вероятность качественного изготовления.
- Фанера уже не столь надёжна, чем дерево. Это определятся в её тонкости. Но, если вы не сильно часто выбираетесь на рыбалку, хотите сэкономить на изготовлении, то фанера является отличным выбором.
- Что касается бутылок, то у многих задаются вполне логичным вопросом: как сделать лодку из бутылок? Многие подумают, что это вовсе не реально. Но не смотря на все сомнения, результат будет удивительным. Она окажется легкой. Но в случае изготовления необходимо максимально постараться, чтобы результат вашей работы не развалился во время восхождения на воду.
- Алюминий тоже отлично подходит в качестве материла. Он надёжный, может прослужить длительное время. Но производство из такого материала займёт много времени, сил. Поэтому многие предпочитают деревянную основу.
Последний материал является очень распространённым. Ведь все покупные плавательные средства производятся именно из резины. Она хорошо держится на воде и способна выдержать большой вес.
Но при производстве нужно быть аккуратным, ведь один прокол испортит её. Время, усилия, деньги будут потрачены зря. Процесс требует полной сосредоточенности, максимального внимания.
Военный корабль
Создание военных кораблей является весьма кропотливым процессом, ведь главной его фишкой будет специальная военная раскраска. Далее мы вам расскажем, как сделать военный корабль из дерева своими руками.
Для его создания воспользуйтесь фанерой с гладкой поверхностью, также обзаведитесь палитрой красок состоящей из зелёного, болотного, металлического и чёрного цвета.
Начало, как и всегда положено с чертежа. Далее создание скелета корабля. Его можно укрепить, проведя металлическую проволоку по всему основанию.
Затем идёт его обшивка, но в отличие от парусного корабля, в военном зазоры нужно устранять эпоксидной смолой, а не клеем.
Финишной прямой будет нанесение тактической маскировки на корпус корабля. Для этого воспользуйтесь интернетом и посмотрите различные военные принты. Ну вот, теперь вы знаете, как сделать корабль из дерева своими руками.
Безопасность самодельной лодки
Конечно, если Вы планируете самостоятельно изготовить простое суденышко, на котором будете пересекать 20-метровую реку со спокойным течением, то вопрос об отличных гидродинамических качествах и расходе топлива для Вас остро не стоит. Все меняется, если Вы проектируете свою лодку для отдыха и относительно дальних путешествий. В этом случае Вам предстоит продумать не только обводы корпуса, но и внутреннюю компоновку Вашего самодельного судна. Ведь от этого, во многом, зависит насколько комфортно Вы будете себя чувствовать в лодке, и получите ли запланированное удовольствие.Самодельная лодка, на которой Вы будете выезжать на уик-энд со своими близкими, может служить Вам и местом ночлега, избавляя Вас от необходимости везти и устанавливать палатку.
Каким качествам должна обладать деревянная лодка рыбака, которые нужно обеспечить
Сразу замечу, что рыбалка — не единственная задача иметь плоскодонку под рукой. В теплую летнюю погоду можно просто заехать на середину озера, спрыгнуть в воду, поплавать, охладиться и залезть назад через корму.
С наступлением грибного сезона на островах начинается тихая охота. А это увлечение для всей семьи: собрались, поехали и получили массу положительных эмоций.
Даже просто так сесть за весла, погрести полчаса-час на тихой воде и свежем воздухе —приятная прогулка, полезная для здоровья. Детям и взрослым настолько нравятся подобные поездки, что они становятся постоянным ритуалом.
Однако лодка для всех этих целей должна отвечать следующим требованиям:
- быть прочной, надежно выдерживать физические нагрузки при перевозке различных категорий людей, особенно детей и пожилых, не умеющих плавать;
- иметь хорошую устойчивость при сильной качке, когда приходится выгребать по большой боковой волне, создаваемой сильным осенним ветром;
- не протекать из щелей и стыков между досками;
- обладать хорошей плавучестью, легкостью хода, требующей низких мускульных усилий при преодолении больших расстояний;
- совмещать возможность установки простого лодочного мотора и греблю веслами;
- длительно сохранять перечисленные рабочие характеристики не менее 10 лет.
Как оптимально реализовать все эти шесть условий своими руками я объясняю дальше по тексту.
Как делаются самодельные лодки из фанеры?
Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.
Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.
При этом для маломерного судна фанера как нельзя лучше может реализовать возможность установки лодочного мотора, способного развивать вполне приличные скорости.
Инструменты и материалы
Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.
При изготовлении чертежей понадобятся:
- чертежные принадлежности:
- карандаши;
- резинки;
- лекала;
- длинные металлические линейки и большие треугольники;
- рейсшина;
- картон и чертежная бумага;
- клей для бумаги;
- калькулятор;
В процессе постройки будут нужны:
- электрический лобзик;
- молоток;
- топор;
- струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
- кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
- шуруповерт;
- рубанки ручные или электрорубанок;
- отвертки;
- стамески;
- степлер;
- пилы ручные и электрическая циркулярная пила;
В качестве материалов для изготовления рекомендуется:
- фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
- доски – сосновые, дубовые:
- ткань для оклейки корпуса;
- шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
- специальный водонепроницаемый клей;
- олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
- краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
- гвозди, шурупы, саморезы;
- металлическая полоса, металл для уключин и креплений;
Параметры будущей лодки
Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:
- общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
- ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
- глубина лодки – 0.4 метра.
Из чего состоит лодка
Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.
Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.
Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.
Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.
Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.
Лодки из фанеры под мотор
Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.
Отдельные более современные лодки могут иметь и другие элементы маломерных судов такого класса – кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры. Для обеспечения плавучести в таких лодках предусматриваются герметичные ниши для заполнения пеной способные держать лодку на поверхности в случае опрокидывания.
Это интересно: Разборная лодка Романтика
Технология изготовления лодки
Изготовление лодки из фанерных листов является достаточно сложным процессом. Однако если придерживаться рекомендаций и последовательности выполнения работ, сделать такую лодку можно всего за несколько дней. Пошаговое описание процесса изготовления лодки:
Согласно предварительно составленному чертежу необходимо выпилить при помощи лобзика необходимые детали
Крайне важно, чтобы детали получились точно такого же размера, как и на чертежах. В противном случае при сборке возникнет нестыковка и придется заново выпиливать детали
Допустимая погрешность составляет всего 1 мм.
Необходимо склеить детали заднего борта и шпангоутов. Это гарантирует высокий уровень прочности и необходимую толщину конструкции. После склеивания данные элементы станут достаточно тяжелыми, однако на качестве лодки это никак не скажется.
Для соединения транцев и шпангоутов рекомендуется использовать дополнительные закрепляющие элементы, что гарантирует высокий показатель прочности. Для этого лучше всего использовать саморезы. Их длина должна быть такой, чтобы прочно соединить детали, но при этом не пройти насквозь них. Для работы рекомендуется использовать оцинкованные саморезы.
Чтобы упросить и облегчить работы, необходимо изготовить козлы, используя при этом брусья размером 50 на 50 мм
На них будет удобно поместить транец при установке.
После чего необходимо прикрепить днище и бортики к транцу так, чтобы на носу они соединились.
При использовании фанеры небольшой толщины рекомендуется все детали дополнительно обработать клеевым составом, уделяя особое внимание местам стыков деталей.
При строительстве моторной лодки транец следует обязательно проклеить стеклотканью, а также дополнительно укрепить досками из твердых сортов.
По окончанию черновой сборки все элементы необходимо зафиксировать и проклеить. Останется только зашпаклевать неровности, грунтовать и покрасить.
Несмотря на сложность проведения сборки, данный вариант изготовления плавательного средства является наиболее доступным. Однако следует использовать качественную фанеры, которая прослужит долго, и не будет впитывать влагу.
Процесс изготовление лодки
Схема.
При наличии проекта и материалов можно приступать к работам по изготовлению судна. Первоначальный этап – это вырезание деталей на основании чертежей
Очень важно соблюсти точность размеров, в противном случае при соединении элементов очень сложно будет их подогнать. Чтобы качественно вырезать детали, следует использовать электролобзик
Деревянный каркас
Внешний вид.
Дно.
Строительство каркаса.
После того как детали готовы, можно переходить к сборке судна, при этом соблюдая определенную последовательность:
- Монтаж тяжелых деталей – соединение заднего борта с поперечными ребрами судна (шпангоутами).
- Крепление плоской кормовой части с бортами лодки.
- Обшивка судна осуществляется при помощи клея.
Когда конструкция собрана, следует позаботиться о герметизации швов. Для этого используют специальная смесь из аэросила и эпоксидной смолы, смешав эти два вещества в пропорции 1:1.
Внутренние швы лодки заклеиваются стеклотканью, для этого предварительно следует вырезать полоски толщиной чуть больше ширины щелей.
Далее устанавливаются внутренние элементы судна: багажные отсеки, сиденья. Когда все основные детали смонтированы и обработаны, конструкция должна полностью высохнуть. Далее приступают к финальной герметизации и шлифовке.
Для того чтобы дополнительно защитить лодку от воды и придать ей красивый внешний вид, ее необходимо покрасить:
- Обезжирить поверхность можно при помощи обычного спирта, хотя в продаже есть огромный ассортимент средств для обработки деревянных поверхностей.
- Обработать пропиткой минимум в 2 слоя и дать время для полного высыхания.
- Замаскировать все имеющиеся дефекты при помощи шпатлевки.
- Прогрунтовать кипяченой олифой.
- Нанести любую водостойкую краску по дереву.
При надлежащем уходе и бережном отношении судно, сделанное из фанеры, прослужит долго.
Процесс изготовления
Условно процесс изготовления содержит следующие этапы:
- перенос чертежа на шаблоны;
- вычерчивание шпангоутов, перенос на дерево;
- выкладка киля;
- установка форштевня;
- крепление шпангоутов;
- закрепление ахтерштевня или транцевой доски (для моторных лодок).
- обшивка днища фанерой;
- обшивка бортов;
- проклейка стыков листов, стрингеров;
- шпаклевка, покраска корпуса.
Корпус лодки
Остов лодки, его корпус собирается из готовых деталей, при этом сам процесс требует аккуратности подгонки всех элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Крепление шпангоутов к килю проводится сначала временно, а после окончательной проверки окончательно с таким расчетом, чтобы во время установки обшивки, когда корпус переворачивается килем вверх, все элементы были надежно закреплены.
Строим внутренний контур футоксов
Жесткость бортов во много зависит от того насколько прочно закреплены они на футоксах, и как сами футоксы могут обеспечивать жесткость конструкции. Конструктивно, шпангоут лодки состоит их трех основных частей – флортимберса и двух футоксов.
Флортимберс – часть шпангоута являющаяся основанием для крепления днища и прикрепляемая к килю судна. Футоксы – это боковые части на которые крепятся борта. Место соединения флортимберса и футоксов делается немного шире, от такого решения выигрывает прочность конструкции. Такое решение необходимо, прежде всего для судов, предназначенных для установки двигателя, чтобы обеспечить запас прочности.
Материал для форштевня
Сложная форма форштевня должна обеспечивать не только отличную форму, но и прочность, ведь нос судна испытывает дополнительные нагрузки при движении. Лучшим материалом для форштевня является дуб, можно использовать и вяз как очень прочную породу дерева.
Наилучшим вариантом может быть элемент имеющий естественный изгиб, но если такового нет, можно использовать и деталь, собранную из нескольких частей, склеенных по продольной оси лодки или поперек. Технология изготовления проста сначала проводится изготовление элемента по форме корпуса, а потом обтачиваются кромки для плотного прилегания бортов.
Делаем киль
Киль в такой модели плавательного средства является самой простой конструкцией – это обычная доска толщиной 25-30 мм, длиной 3,5 метра.
Транец
В различных моделях транец делается для крепления мотора. Транцевая доска или транец собирается из доски толщиной 25 мм, или многослойной фанеры, усиленной сверху бруском. Такое усиление позволяет более прочно зажимать струбцину крепления двигателя.
Каркас лодки
Последовательность сборки каркаса:
- выкладка киля;
- установка штевней;
- разметка по килю мест установки шпангоутов;
- установка шпангоутов;
- соединение шпангоутов, штевней и транца бортовыми досками;
- проверка геометрии, окончательное закрепление деталей.
- Места соединения деталей перед креплением рекомендуется обработать водоотталкивающим составом или пропитать олифой.
Обшивка лодки фанерой
По вырезанным шаблонам выпиливаются из листов фанеры детали днища и бортов.
Далее:
- каркас переворачивают вверх килем;
- наружные поверхности киля и шпангоутов зачищают, делают поверхность идеально ровной;
- места соединения киля, шпангоутов, стрингеров промазывают клеем;
- укладывают детали днища, фиксируют с помощью степлера, а далее пробивают гвоздями;
- бортовые элементы сначала примеряют, а потом по аналогии с днищем проклеивают и прибивают гвоздями, с таким условием, чтобы не было зазора между полотном днища и бортов.
- При установке полотен, необходимо следить, чтобы волокна наружного слоя шпона были направлены вдоль корпуса не поперек.
Клеевые работы
Клеевые работы, проводимые на разных этапах постройки судна связаны с созданием прочного соединения склеиваемых деталей, заполнения полостей между деталями.
При работах по обшивке корпуса полотна приклеиваются к килю и шпангоутам, а после закрепления гвоздями, дополнительно клей применяется для заделывания полостей в местах прилегания полотен фанеры.
Для улучшения защиты фанерной обшивки от воздействия воды поверх фанеры приклеивается стеклоткань. Такое решение позволяет существенно продлить ресурс лодки. Ткань равномерно разглаживается по поверхности, при этом не допускается оставление складок ткани и воздушных пузырей. Приклеивание происходит от киля к бортовым доскам.
Покраска
После полного высыхания ткани проводится шпаклевка поверхности и последующая покраска. Для шпаклевки рекомендуются современные готовые шпаклевочные смеси на синтетической основе. Покраска может проходить в два этапа – грунтовка и покраска краской, или покрытие двумя слоями краски.
Изготовление деревянной плоскодонки
Как сделать лодку своими руками надежной, крепкой, непотопляемой? Ответ один: все этапы требуют четкого выполнения, так как спешка, любые недочеты, традиционная русская надежда «на авось» противопоказаны
Внимание даже к «мелким мелочам» — необходимое условие
Изготовление бортов
- Сначала согласно чертежу выпиливают все заготовки. Детали, включая борта, обрабатывают напильником, а затем наждачной бумагой. Пропитывают антисептиком.
- С одной стороны досок-бортов делают запил под углом 15-30°, потом с концов снимают фаску, чтобы обеспечить идеальное (без зазоров) прилегание заготовок в носовой части.
- Треугольным брусом фиксируют нос лодки, прикрепляя его гвоздями либо саморезами к стыку досок с внутренней стороны после идеальной подгонки. Края соприкасающихся деталей сначала пропитывают антисептиком, затем смазывают клеем (смолой).
- Зовут ассистента и придают бортам лодки нужную форму, используя паракорд или его замену. Шнуром обвязывают борта, заранее установив между ними распорки такой же ширины, как у будущей лодки. Затем веревку затягивают.
- Крепят транец (задний элемент лодки — плоская кормовая часть). С бортами его соединяют с помощью клея (смолы) и саморезов (гвоздей).
Создание и фиксация днища
Дно делают из дерева (лучше найти широкую массивную доску), водостойкой фанеры (ФСФ, 12 мм) либо из листового металла.
- Если используют металлический лист, то деталь вырезают таким образом, чтобы ее размеры превосходили днище на несколько сантиметров. Они нужны для крепления к донной части бортов. Так как протечки здесь самая большая угроза, все стыки щедро промазывают клеем либо смолой, используют паклю. Края металла загибают с помощью молотка. Саморезы сажают с шагом 15-20 мм по всему периметру лодки.
- Если найдена деревянная доска (фанера), то из материала вырезают элемент нужной формы, а затем действуют таким же образом — обрабатывают клеем или смолой, используют паклю и крепеж.
Завершающая обработка материала
Теперь элементы лодки снова щедро обрабатывают антисептиком, ликвидируют все потенциальные зазоры с помощью пакли либо герметика. Затем дважды грунтуют, наносят краску в несколько слоев, каждому из них дают время на просушку.
Потом покрывают судно лаком, также 2-3 слоями. Последний этап — установка скамеек-банок, монтаж треугольников для кормы, их обрабатывают — грунтуют и красят (лакируют) — отдельно. На этом изготовление лодки-плоскодонки считают законченным.
Проверка водонепроницаемости лодки
Эта операция необходима, чтобы удостовериться в надежности судна перед его первым большим плаванием. Способов сделать это есть несколько, но лучше проводить комплексный тест.
- Проверка на месте строительства. Для того чтобы убедиться в качестве работы, лодку переворачивают вверх днищем, устанавливают на длинную скамью либо на несколько табуреток. Затем на нее выливают большое количество воды из шланга. Рекомендуемая длительность этого тестирования — 5-10 минут. Лодку переворачивают и осматривают на предмет протечек.
- Испытание мини-корабля большой водой. Если самодельная плоскодонка не показала себя дырявым корытом на «верфи», то ее сначала отправляют в свободное плавание на небольшую глубину. Когда первые водные испытания проходят успешно в течение 30 минут, значит, судно готово к любому водоему.
Несколько советов
Они могут пригодиться тем, кто не любит допускать в работе ошибок, которые всегда требуют дополнительных усилий для их исправления. А поэтому некоторые рекомендации можно (и нужно) заранее «намотать на ус»:
- при изготовлении самодельной лодки лучше не экономить на качестве материалов, так как лучшая древесина — синоним долгожительства будущего собственного плавсредства;
- все заготовки советуют вырезать с небольшим запасом, потому что гораздо легче отрезать излишки, в противном случае придется вырезать новый элемент;
- герметик, клей, смола или пакля — то, что требуется приобрести с большим запасом, особенно важны стыки бортов с днищем;
- во всех деревянных деталях для крепежа нужно заранее просверливать отверстия несколько меньшего диаметра, чем у гвоздей либо саморезов, цель — предотвращение возможного растрескивания материала.
Чертеж
Прежде чем сделать деревянную лодку из досок, вам необходимо подготовить чертеж будущего плавсредства в удобном для вас масштабе. Если такая задача для вас непосильна и вы абсолютно не разбираетесь в чертежах, то можете попросить помощи у человека, который владеет техническим образованием и сможет подготовить рисунок, в соответствии с которым можно собрать деревянную лодку. Перед тем как из досок сделать лодку, вам нужно четко представить, сколько и какие детали понадобятся, их размер, форму и т. д. Поэтому, выбирая готовый чертеж, следите, чтобы это не был просто набросок от руки – необходимо, чтобы был указан масштаб, форма деталей и их количество, а также другие необходимые параметры, которые понадобятся вам в дальнейшей работе.