Структура яхтенного рынка
Российский яхтенный рынок начинался с двух тенденций, рассказывал изданию MotorBoat Андрей Ломакин, генеральный директор группы компаний West Nautical.
- В 1990-е годы россияне начали массово выезжать на Лазурный Берег и в Италию, и, увидев там один из ключевых элементов красивой жизни, — яхты, захотели их и себе. Уже тогда рынок поделился на две части. Одна группа людей пыталась приобрести что-то прямо на Средиземном море, а другая решила купить катера на Волгу, Неву, Клязьминское водохранилище.
- В 1996 году в России появился дистрибьютор американских катеров Bayliner. Именно он, по словам Ломакина, привел на воду самое большое количество людей — и за рубежом, и в России. Согласно Global Market Insights, в 2021 году мировой рынок яхт оценивался в $43 млрд и будет расти на 5% ежегодно до 2026 года.
Российский рынок аренды яхт до сих пор делится на два типа — для внутреннего туризма (по водам России) и внешнего (для отдыха за границей), говорит Евгения Романенко, директор Dream Yacht Charter Russia. Компаний на рынке очень много: в России из собственного флота продают и сдают в аренду яхты как крупные иностранные игроки (Burgess, Dream Yacht Charter и другие), так и российские (например, Charterly, 12 Knots). Кроме того, есть сервисы, которые позволяют арендовать яхты и катера у владельцев (SEARADAR, Click&Boat, Nautal). При этом одного сильного игрока, который закрывал бы своей компетенцией, опытом или предложениями весь мир, как Booking.com или Airbnb, на российском и зарубежном рынке нет, отмечают основатели SEARADAR Дмитрий Безнасюк и Максим Тербов.
Один из главных критериев, по которому классифицируют яхты — это размер (длина).
- При размере яхты до 30 футов (10 метров) ее основная функция — однодневные прогулки на небольшие расстояния.
- Размер от 30 до 56 футов (10-18 метров) предполагает, что это яхта для путешествия на большие расстояния с выходом в открытое море. Это самый популярный класс.
- Яхты от 56 до 70 футов (от 18 до 24 метров) — повышенного уровня комфорта.
- Яхты более 70 футов — их называют «супер-яхтами» — предполагают самый высокий уровень комфорта.
- Если же длина судна менее 10 метров — перед вами катер.
Катер
Фото: FISHERinfo
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub.Присоединяйся! При аренде или покупке яхты длиной более 24 метров взаимодействие между клиентом и продавцом обычно происходит через брокеров с обеих сторон. Если яхта поменьше, заказчик и арендодатель общаются напрямую. «Что касается организации бизнеса, рынок немного дикий», — говорит Никита Горчаков, основатель проекта itBoat и Charterly. Так, во всем мире чартер люксовых яхт обычно делают по стандартному контракту Международной ассоциации яхтенных брокеров (MYBA), в котором четко прописаны взаимоотношения между всеми сторонами, что позволяет избежать юридических вопросов. «В России пока такого нет — четко выработанных правил игры нет ни у судовладельцев, ни у брокеров, и даже в законодательстве не определено понятие “чартер” так, чтобы оно подходило под яхтенный бизнес», — указывает Горчаков.
В России отдельные брокеры пробуют внедрять общемировые стандарты и уже предлагают клиентам подобный договор, добавляет Вилена Павлова, глава по развитию рынков России, Казахстана и Восточной Европы Burgess. Но пока чартер в нашей стране в начале пути, признает она. Однако у клиентов есть возможность арендовать большую яхту под иностранным флагом с экипажем за границей и прийти на ней в Россию, объясняет эксперт.
Еще одна особенность российского рынка в том, что в основном он представлен арендой яхт и катеров с капитаном, рассказывает яхтенный капитан, основатель клуба путешествий 50BAR Дмитрий Баранов. В мире есть также большой рынок самостоятельной аренды парусных и моторных яхт (так называемый bareboat charter) для тех, кто прошел обучение и получил права на управление судном определенного класса. Во многих странах арендовать судно для такого путешествия не сложнее, чем автомобиль. Если есть международная лицензия на управление, взять яхту в аренду за границей не составит проблемы, подтверждают Безнасюк и Тербов.
Кто ищет тот всегда…
При самостоятельном строительстве судна есть и много других путей для экономии, например, один любитель не покупал на балласт свинец оптом, а приобретал в шиномонтажных мастерских, иной раз — за бутылку, свинцовые противовесы. В итоге стоимость балласта вышла втрое дешевле.
Другой энтузиаст разыскивал материалы по старым портам и докам. Иной раз имеет смысл приобрести хорошо оборудованную яхту с двигателем и массой другого полезного оборудования, но с разбитым или прогнившим корпусом. Воплощая этот вариант, следует скрупулёзно просчитать, сколько стоит всё приобретаемое оборудование, без учёта корпуса.
Продолжает расти спрос на semi-custom платформы — готовые серийные корпуса. На их базе можно заказать или сделать самостоятельно любую надстройку и, если нужно, придать яхте даже трансатлантический запас хода. Некоторые верфи предлагают своего рода наборы «сделай сам», содержащие уже подогнанные и готовые к сборке детали корпуса. За счёт самостоятельной сборки, такой корпус обойдётся примерно на четверть дешевле аналогичного, но полностью готового. В любом случае, следует понять одно – для того, чтобы получить яхту, которой можно будет гордиться, не существует дешёвых путей. То, сколько стоит рабочее время можно подсчитать, формула – «время – деньги» работает.
Некоторую и возможно, довольно существенную сумму, можно сэкономить на материалах. Но в остальном – всё просто, нужно либо затратить больше денег на приобретение яхты, либо больше времени на её постройку. Как показывает опыт, в последнем случае расходы можно сократить примерно в 20 раз.
Двухсоттысячная яхта за $10 тысяч – это вполне реально! Но это не точно…
Если выбрали сложный путь
Строительство судна без заготовок и инструкции требует самостоятельного поиска чертежей. Необходимо точно выполнить расчеты, чтобы не ошибиться с количеством древесины.
Первым этапом будет подготовка проектной документации. Самостоятельное её составление не под силу новичкам. Понадобится обращение к сотрудникам специализированных организаций или помощь интернет – ресурсов.
Второй этап – подготовка просторного помещения, создание эллинга для выполнения строительных работ.
Проводится сборка стапеля в соответствие с размерами судна. Создание стапеля заключается в кладке брусьев хвойной породы древесины на участки ровной подготовленной поверхности.
Потребуется выполнить такую процедуру двумя слоями с перевязкой конструкции для образования поверхности, которая будет точно горизонтальной.
Третий этап заключается в заготовке древесины. Она должна быть качественной, так как это влияет на прочность и судоходные качества судна.
Создания судна подразумевает наличие древесины двух сортов: доски из хвои без сучков и более твердой породы древесины, к примеру, дубовой или из ясеня.
Требуется учитывать параметры влажности материала, которые должны находиться в пределах до 20%. Это позволит уберечь конструкцию от возможной деформации.
Четвертый этап – сборка всех элементов конструкции.
Собирать и проклеивать шпангоутные рамы необходимо с использованием специального шаблонного приспособления. Нахождение рабочего плаза должно располагаться на фанерных листах от 10 до 12 мм толщиной.
При установке заготовки форштевня позаботьтесь о точной выдержке угла наклона. Он должен четко ориентироваться на линию горизонта.
Крепление всех элементов выполняется шурупами или на клей. Следующий этап – выполнение обязательной мелковки поверхностей яхты, чтобы выявить все несоответствия, устранить дефекты. Обшить судно можно листовой фанерой.
Жесткость и герметичность обшивки обеспечивается при обклеивании её стеклотканью.
Далее необходимо перевернуть основу судна и набрать палубу продольным способом.
После этого следует выполнение малярных работ и испытание судна.
Проектирование и строительство яхт и катеров
Но судно — это наше творение, и сотворили мы его, побуждаемые стремлением идти все вперед вперед. Джозеф Конрад, «Зеркало морей»
Строительство любого катера, яхты или специализированного судна длиной до 20 метров из дерева и композитов на «Донской Экспериментальной Верфи СКИФ». В хорошо оборудованных цехах предприятия строятся эксклюзивные и экспериментальные суда, выпускаются опытные партии перспективной продукции, отрабатываются технологии для серийного производства. Собственное конструкторское бюро создает новые модели кораблей и готовит техническую документацию для их постройки. Опыт и квалификация инженерно-технического персонала позволяют успешно решать самые сложные задачи маломерного судостроения.
Работа по индивидуальному заказу начинается с постановки задачи и составления технического задания совместно с потенциальным Заказчиком. На этом этапе выбирается прототип, обсуждаются детали будущего проекта, готовятся эскизы и планировки. После согласования технического задания начинается процесс проектирования. Если за основу принимается один из проектов, представленных Верфью, или Заказчик имеет собственный готовый проект, стоимость проектно-конструкторских работ не увеличит конечную цену строительства судна.
До составления технического задания, утверждения проекта и согласования списков оборудования, цена и сроки строительства катера или яхты могут быть оценены только приблизительно. Для парусной яхты ориентиром стоимости может считаться заводская цена аналогичной пластиковой яхты зарубежного производства, а ориентиром сроков — один год для постройки 40–футовой (12 метровой) яхты.
Корпус парусной яхты.
Сам корпус яхты состоит из бортов, транца, кормы, носа и палубы. Транец объединяет борта в задней части лодки. Обычно на нем располагают площадку для ныряния или дополнительно место хранения — рундук. Корма — задняя часть лодки, а нос — передняя. Настил, который прикрывает какое-либо помещение, расположенное снизу называется палубой.
В палубе размещаются кокпит (помещения для экипажа) и камбуз (кухня). На камбузе расположены все необходимое для приготовления пищи: газовая плита, мини-холодильник, раковина и прочие мелочи. Помещения для проживания называются каютами, под ними располагается трюм, на пол которого стелят специальный настил — пайол или слань.
Снизу корпуса расположены киль, бульб и перо руля. Киль служит для противодействия бокового сноса, а расположенный на нем бульб — для предотвращения опрокидывания яхты, смещая ее центр тяжести. Перо руля служит для задания направления яхте, оно соединено со штурвалом или румпелем.
Выбор фанеры
Надо учитывать, что фанера может быть использована самая разная, но рекомендуется использовать фанеру из тополя, толщина которой составляет от 7 до 10 мм. Надо отметить, что подобное отклонение критичным не является, на сильно такой показатель не влияет.
Допустимо использование фанеры из березы, но тогда он может быть толщиной 5 мм.
Надо принимать во внимание то обстоятельство, что, когда строится яхта, должна быть использована фанера, которая обладает повышенной водостойкостью. В этом плане будет нелишним принимать во внимание некоторое объяснение
Дело в том, что фанера – это слоистая клееная конструкция, состоящая из 2-3-х листов древесины, где расположение волокон находится перпендикулярно в смежных слоях. Именно благодаря таким свойствам фанера обладает теми качествами, которые обеспечивают прочность по всем направлениям. Именно благодаря этому фанера является тем материалом, из которого яхта своими руками получается просто отличной.
Если использовать листы фанеры большой площади, то трудоемкость строительства будет значительно снижена. Таким образом, стоимость строительства яхты тоже будет существенно меньше. Каждый паз, который представляет собой соединение продольных кромок листов обшивки из фанеры, делается на скупе или стрингере. Тому, кто строит такую яхту, нет никакой необходимости со скрупулезностью подгонять друг под друга кромки каждого пояса. Забота о водонепроницаемости большого числа пазов тоже не представляет необходимости, в отличие от варианта, когда яхта своими руками строится из досок. Фанерная обшивка предполагает поперечные лекала, которые задают обводы корпуса. В этом плане используются шпангоуты, которые включены в конструкцию. Это обстоятельство предполагает тот вариант, что нет необходимости самостоятельно изготавливать лекала. Это очень удобно, так как после того, как сборка завершена, лекала нужно будет выбросить.
Изготовление яхты
Шпангоуты для яхты из фанеры делаются в самой простой форме, для их сборки используются прямолинейные детали (футоксы). Такая конструкция выгодно отличается от конструкции корпусов с круглоскулыми обводами, когда нужно обязательно клеить ламинированные шпангоуты из реек (тонких).
Когда делается яхта своими руками, то в первую очередь нужно позаботиться о сборке корпуса. Сборка частей яхты начинается на верстаке, а завершается на земле. На верстак кладется киль, потом киль нужно соединить со штевнями и шпангоутами. Такое соединение осуществляется с использованием гвоздей, маленьких болтов, больших шурупов и заклепок.
После того как такой этап работ завершен, нужно внимательно проверить, не имеется ли перекосов, если они есть, то нужно убрать их подгонкой. Во все эти соединения надо проложить пористую бумагу, можно также использовать тонкую ткань, которая должна быть пропитана смолой, можно также использовать густую краску
В том случае, если для крепления деталей яхты используются гвозди, то нужно обращать особое внимание на их длину. За пределы тех деталей, которые соединяются, такие гвозди должны выступать свободно
Чтобы работать с гвоздями было удобнее, рекомендуется предварительно сделать на таких местах отверстия сверлом, толщина которого должна составлять примерно на 1 мм меньше, чем самого гвоздя.
Потом бортовые доски следует осторожно отогнуть вокруг шпангоутов, подвести их к транцу и связать. Если есть лишние концы, то их тоже нужно обрезать
Потом борта нужно временно прибить гвоздями, в результате чего у лодки появляется жесткий костяк, который через некоторые время тоже необходимо обшить фанерой.
Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.
Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами.
Необходимые материалы
На фото корабля из дерева, сделанного своими руками, видно, что для его изготовления могут использоваться следующие материалы:
Дерево. Может быть представлено такими мягкими и не волокнистыми породами, как кедр, липа, орех. Область применения – создание основных частей судна или элементов мелкой деталировки. Требования к древесине – ровность поверхностей, отсутствие сучков и дефектов.
Фанера. Самый популярный материал для кораблестроительства. Обычно используют бальсовый или берёзовый тип, поскольку они дают наименьшее количество сколов при распилке. Стандартной толщиной листа считается 0,8 – 2 мм.
Также не обойтись при создании моделей торговых и военных кораблей из дерева своими руками без таких крепёжных деталей, как тонкие цепочки, шнурки, нити, мелкие гвоздики из латуни и меди и т. п. вещиц.
А ещё стоит приобрести качественный клей для дерева, наборы картона и кальки. Крохотные элементы деталировки выполняются из металлического литья или полимерной глины.
Обратите внимание!
Как сделать деревянные полочки своими руками — варианты оригинального дизайна
Техника кинусайга для начинающих: что это такое, описание создания картин из ниток
Как сплести из резинок фигурку: как научиться плести животных, игрушки и что можно делать из резиночек на рогатке
Парусное вооружение чартерной яхты
Немного разобравшись с устройством корпуса яхты, перейдем к самому важному — парусному вооружению. Основные его части — это, как ни странно, паруса, а также рангоут и такелаж
Яхта не всегда передвигается при помощи парусов. Бывает безветренная погода, низкие пролеты под мостами, например, путешествуя по Французским каналам и рекам Германии, акватории, где нельзя использовать паруса, в том числе и при заходе в марины. Для таких случаев парусные яхты оборудованы дизельными или бензиновыми двигателями.
Паруса бывают основные, дополнительные и штормовые. На одномачтовой прогулочной яхте паруса устанавливают вида «Бермудский шлюп». Это треугольные паруса, которые изначально использовали в акватории Бермудских островов. Начиная с ХХ века активно применяют на прогулочных и спортивных яхтах и катамаранах.
Рангоут — это все то, на чем крепятся паруса. К нему относятся:
- мачта с кра́спицами,
- гик,
- спина́кер-гик.
Мачта — это вертикальная высокая конструкция, которая крепится к корпусу на специальной подушке, именуемой степсом. Верх мачты называется топ, низ — шпор. Гик — горизонтальная балка, прикрепленная одним концом (пяткой) к мачте. Конструкция крепления пятки гика при помощи вертлюга позволяет гику ходить вправо-влево, вверх-вниз. Спинакер-гик — это рангоут, только для спинакера — специального легкого и большого паруса.
Такелаж — это все снасти, которые предназначены для крепления рангоута и управления парусами. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий поддерживает рангоут, а бегучий управляет и регулирует паруса. Также используется для установки флагов или сигналов.
Судостроение — постройка яхт и катеров в России и Украине
Судостроение — отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая строительство судов, яхт и катеров. Корабли, обычно строят на специализированных предприятиях, которые называются верфями.
Судостроение, как область коллективной деятельности людей, зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах от малых катеров и яхт до лайнеров значительных размеров. Судостроение было зафиксировано еще в Древнем Египте и Древнем Китае. В Средние века строительство судов в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси.
С VII века у славян последовательно менялась схема судостроения: от каркасного судна, обтянутого корой или кожей к однодревке и набойной лодье, и, далее, к досчатому судну. Уже в VIII веке спускаются со стапелей килевые клинкерные суда с досчатой клинкерной обшивкой с симметрично заостренными носовой и кормовой частями, а также плоскодонные суда с прямыми бортами и с досчатой обшивкой встык, с заостренной носовой и усеченной кормовой, а также, возможно, с симметрично усеченными частями.
В XV—XVI вв. судостроение начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах, при этом пеньку — материал для парусных яхт и судов — поставляли Россия и Великое княжество Литовское.
Радужные перспективы
Активно занимаясь поисками оптимального проекта, вы приблизите время постройки яхты. Она изменит привычный ход вашей жизни, позволит открыть для себя новые перспективы и горизонты. Можно отправиться в романтическое путешествие или устроить незабываемые дни семейного отдыха, пригласить друзей или предаться размышлениям в одиночестве, общаясь только с голубой стихией.
После постройки яхты вы прокатитесь «с ветерком», сможете понырять с борта судна в тихой гавани, взяв с собой акваланг. Можно кататься на водных лыжах или просто порыбачить в удовольствие.
Для вас откроют свои тайны новые просторы и берега.
Выбор фанеры
Надо учитывать, что фанера может быть использована самая разная, но рекомендуется использовать фанеру из тополя, толщина которой составляет от 7 до 10 мм. Надо отметить, что подобное отклонение критичным не является, на вес фанеры сильно такой показатель не влияет.
Допустимо использование фанеры из березы, но тогда он может быть толщиной 5 мм
Надо принимать во внимание то обстоятельство, что, когда строится яхта, должна быть использована фанера, которая обладает повышенной водостойкостью. В этом плане будет нелишним принимать во внимание некоторое объяснение. Дело в том, что фанера — это слоистая клееная конструкция, состоящая из 2-3-х листов древесины, где расположение волокон находится перпендикулярно в смежных слоях
Именно благодаря таким свойствам фанера обладает теми качествами, которые обеспечивают прочность по всем направлениям. Именно благодаря этому фанера является тем материалом, из которого яхта своими руками получается просто отличной
Дело в том, что фанера — это слоистая клееная конструкция, состоящая из 2-3-х листов древесины, где расположение волокон находится перпендикулярно в смежных слоях. Именно благодаря таким свойствам фанера обладает теми качествами, которые обеспечивают прочность по всем направлениям. Именно благодаря этому фанера является тем материалом, из которого яхта своими руками получается просто отличной.
Если использовать листы фанеры большой площади, то трудоемкость строительства будет значительно снижена. Таким образом, стоимость строительства яхты тоже будет существенно меньше. Каждый паз, который представляет собой соединение продольных кромок листов обшивки из фанеры, делается на скупе или стрингере. Тому, кто строит такую яхту, нет никакой необходимости со скрупулезностью подгонять друг под друга кромки каждого пояса. Забота о водонепроницаемости большого числа пазов тоже не представляет необходимости, в отличие от варианта, когда яхта своими руками строится из досок. Фанерная обшивка предполагает поперечные лекала, которые задают обводы корпуса. В этом плане используются шпангоуты, которые включены в конструкцию. Это обстоятельство предполагает тот вариант, что нет необходимости самостоятельно изготавливать лекала. Это очень удобно, так как после того, как сборка завершена, лекала нужно будет выбросить.
Изготовление яхты
Шпангоуты для яхты из фанеры делаются в самой простой форме, для их сборки используются прямолинейные детали (футоксы). Такая конструкция выгодно отличается от конструкции корпусов с круглоскулыми обводами, когда нужно обязательно клеить ламинированные шпангоуты из реек (тонких).
Когда делается яхта своими руками, то в первую очередь нужно позаботиться о сборке корпуса. Сборка частей яхты начинается на верстаке, а завершается на земле. На верстак кладется киль, потом киль нужно соединить со штевнями и шпангоутами. Такое соединение осуществляется с использованием гвоздей, маленьких болтов, больших шурупов и заклепок.
После того как такой этап работ завершен, нужно внимательно проверить, не имеется ли перекосов, если они есть, то нужно убрать их подгонкой. Во все эти соединения надо проложить пористую бумагу, можно также использовать тонкую ткань, которая должна быть пропитана смолой, можно также использовать густую краску
В том случае, если для крепления деталей яхты используются гвозди, то нужно обращать особое внимание на их длину. За пределы тех деталей, которые соединяются, такие гвозди должны выступать свободно. Чтобы работать с гвоздями было удобнее, рекомендуется предварительно сделать на таких местах отверстия сверлом, толщина которого должна составлять примерно на 1 мм меньше, чем самого гвоздя
Чтобы работать с гвоздями было удобнее, рекомендуется предварительно сделать на таких местах отверстия сверлом, толщина которого должна составлять примерно на 1 мм меньше, чем самого гвоздя.
Потом бортовые доски следует осторожно отогнуть вокруг шпангоутов, подвести их к транцу и связать. Если есть лишние концы, то их тоже нужно обрезать. Потом борта нужно временно прибить гвоздями, в результате чего у лодки появляется жесткий костяк, который через некоторые время тоже необходимо обшить фанерой
Потом борта нужно временно прибить гвоздями, в результате чего у лодки появляется жесткий костяк, который через некоторые время тоже необходимо обшить фанерой.
ПОШИВКА ПАРУСОВ
Украшением модели яхты являются хорошо сшитые паруса. Их два: стаксель и грот. Для парусов берите белую ткань.
Перед тем как шить, ткань слегка смочите. Один край смоченной ткани приколите к рейке и вывесите для сушки. Это для того, чтобы материал сел равномерно. Когда материал почти высохнет, прогладьте его горячим утюгом на ровном столе.
После этого наложите на него заранее сделанные чертежи выкройки. При вырезке парусов прибавляйте с каждой стороны по 12 миллиметров для двойного загиба на шов. Края паруса надо загнуть и сметать, а углы заделать.
Во время шитья не рекомендуется парус тянуть, так как это вредно отразится на форме. Ширина шва должна быть равна 6 миллиметрам.
На всех трех углах паруса нашейте от руки дополнительные уголки материи, а в самих углах сделайте дырочки, края которых обметайте ниткой.
С задней стороны паруса-грота, несколько под углом вниз, нашейте из кусочков материи карманы, куда вставляют тонкие деревянные пластинки (латы). Благодаря им задняя сторона (шкаторина) сохраняет свою форму.
После окончания всех швейных работ паруса надо еще раз тщательно прогладить. Паруса привязывают хорошей крепкой ниткой, вдетой в иголку.
Парус-стаксель пришивайте иголкой, делая проколы через каждые два сантиметра. Нитку незаметно закрепляют на верхнем и нижнем углах.
Парус-грот пришивают сперва к гику от мачты до оконечности и потом по мачте от гика к верху.