Как осуществить самостоятельный ремонт рыболовных катушек

Виды спиннингов и катушек

Спиннинги бывают двух основных видов:

  1. Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
  2. Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.

Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.

Виды катушек на спиннинг:

  1. Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
  2. Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
  3. Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.

Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.

Виды поломок спиннинга

Спиннинг ломается по двум причинам:

  • Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
  • Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.

Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.

  1. Удилище (колено) ломается пополам.
  2. Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
  3. Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.

Виды повреждений катушек:

Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.

  1. Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
  2. Катушка туго вращается и заедает.
  3. Трансформация дужки.
  4. Потеря колпачка редуктора.

Как отремонтировать рыболовную катушку

Подбирая данный атрибут рыболовной ловли, каждый рыбак тщательно продумывает варианты и условия рыбалки, и только затем приобретает подходящее по характеристикам изделие. И становится очень жаль, если вдруг оно приходит в негодность. С чего же начать ремонт безынерционной катушки? Ответ однозначен — с разборки изделия.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Важно! Если изделие в песке, грязи и рыбной слизи, не поленитесь протереть его смоченной в теплой воде ватой. Если загрязнения сильные, растворите в воде немного мыла

Для начала изучим поэтапную разборку изделия, а после рассмотрим признаки и основные причины поломок, вызывающие необходимость провести как ремонт безынерционных катушек, так и ремонт инерционной катушки своими руками.

Разборка безынерционных катушек

Независимо от того — предстоит вам ремонт безынерционных рыболовных катушек или ремонт мультипликаторных катушек, которые совмещают в себе принцип работы инерционных — очень важно грамотно подготовиться и аккуратно произвести разборку изделия. Разбирая его раскладывайте каждый снятый элемент и деталь в порядке очередности

Такой подход впоследствии, после того, как вы осуществите ремонт катушки для спиннинга, значительно облегчит порядок сборки.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Внимание! Раскладывайте детали в порядке очередности. Это поможет вам не перепутать детали при установке, что особенно актуально для последовательно устанавливаемых шайб

Для очистки изделия используйте вату или ватный диск, предварительно смоченный в теплой воде. Если вам нужно удалить загрязнения в труднодоступных уголках, то используйте либо пинцет, либо ватные палочки. Категорически не рекомендуется использовать для удаления грязи агрессивные бытовые очищающие средства. Осуществляя ремонт катушек для спиннинга, лучше использовать для очистки бензин или спирт.

Разборку безынерционной катушки рассмотрим на примере Shimano Catana 2500 FB:

  1. Чтобы осуществить ремонт безынерционной катушки своими руками, нужно вначале ее разобрать. И начнем данный процесс со снятия ручки.

Затем снимаем шпулю.

Следующим этапом снимаем пластиковые шайбы и звездочку, находящуюся под ними.

Откручиваем гайку предварительно открутив болт, который ее удерживает.

Откручиваем все болты крепления и снимаем декоративную накладку.

Затем и крышку корпуса.

Чтобы снять основную шестерню, необходимо вначале открутить болт, фиксирующий шток. Затем нужно вытащить шток, а после извлечь шестерню.

Извлекаем оставшиеся шестерни.

Разборка мультипликаторной инерционной катушки

Разборку рассмотрим на примере ABU GARCIA REVO POWER CRANK 6-L REEL:

  1. Откручиваем контргайку, крепящую ручку катушки.

Разбираем корпус мультипликатора для того, чтобы достать шпулю. Для этого откручиваем контргайку,

проворачиваем “щеку” мультипликатора и снимаем ее.

Извлекаем шпулю из корпуса мультипликатора.

Чтобы добраться до основного механизма мультипликатора снимаем деталь с оси

и прокладки, установленные под ней.

Снимаем крышку осевого тормоза.

Откручиваем все болты крепления, которые держат крышку, закрывающую основной механизм и снимаем ее.

Разбираем основной механизм. Самая большая шестерня является основной, в ней находятся прижимные диски фрикциона.

Аккуратно снимаем декоративную накладку (https://prntscr.com/giaynv) и извлекаем направляющую бегунка.

Снимаем стопор червяка, откручиваем крышку и достаем “зуб”, а затем извлекаем “червяка”.

Изделие полностью разобрано, промойте его, проведите диагностику повреждения и осуществите ремонт инерционной катушки.

Принцип работы

В англоязычных странах безынерционную катушку часто называют «fixed spool reel» — катушка с фиксированной шпулей. Такое название оправдано из-за того что, в отличие от мультипликаторной и инерционной конструкции, шпуля безынерционки остаётся статичной во время заброса, а леска сама соскальзывает с неё. Во время остальной ловли шпуля также остаётся неподвижной, за исключением случаев срабатывания фрикциона.

В данной конструкции наматывание лески происходит за счёт совершающего вращение вокруг шпули механизма лесоукладывателя. Шпуля в это время также совершает движения, однако не вращается, как в случае с другими конструкциями, а перемещается взад-вперёд, что способствует равномерной намотке шнура.


По состоянию намотки всегда можно определить качество и техническое состояние катушки. Хорошая исправная катушка всегда осуществляет намотку плетёнки идеально ровно, без каких-либо горбов, утолщений и впадин на шпуле. Наличие неровностей говорит либо о том, что механизм лесоукладывателя неисправен, либо об изначально низком качестве изделия. От использования таких катушек лучше отказаться.

Лесоукладыватель состоит из дужки и ролика, по которому скользит леска при наматывании. Ролику передаётся вращение за счёт движения рукояти катушки, приводящего в движение все внутренние механизмы конструкции. Откидной подпружиненный механизм позволяет открывать скобу лесоукладывателя при забросе и закрывать, когда осуществляется подмотка.

Подобное устройство безынерционки даёт ей преимущество перед мультипликатором в том, что из-за отсутствия инерции вращения не возникает сходов лески при излишне быстром движении шпули, что нередко случается на катушках инерционного типа. Далее необходимо более подробно рассмотреть отдельные элементы конструкции.

Детальный анализ работы катушки

В центре спиннинговой катушки расположен металлический стержень. На стержень монтируются металлические прокладки, развернутые технологическими бортами вовнутрь. Между прокладками устанавливается шпуля, скрепленная непосредственно с корпусом безынерционной катушки.

Обжимают конструкцию прокладки, изготовленные из сырого сукна, покрытые слоем высоко инертной смазкой. В момент затяжки шнура, вращения приводного вала прокладки сжимаются. Полное сжатие сукна предотвращает срыв лески со шпули.

Многослойная система прокладок с уверенностью противостоит крупным хищникам. Чтобы вытащить добычу из воды, рыболову приходится крутить ручку. Внутри корпуса катушки находится система из мелких шестерен. Поскольку на шестерне рычага в 5 раз больше зубцов, чем у шестеренки на стержне, полный оборот рычага прямо пропорционален 5 полным оборотам роторного механизма. Момент вращения роторного механизма сопровождается скручиванием лески с последующей укладкой на фаску накопителя.

Момент вращения шестеренок сопровождается движением штопора, приводящего в действие зонд. Зонд, прикреплённый к стержню, двигается по ограниченной дорожке, что приводит в действие центральный стержень, как итог, поступательные движения накопителя с леской.

Виды неисправностей

  • Поломка механизма главной передачи. Признаки грохотание, заедание, заклинивание катушки в процессе работы. Причины износ оси и поломка зубчиков ведущей шестеренки после испытываемой нагрузки. Чаще всего появляется из-за попыток выдернуть леску, работы с катушкой не по ее назначению и при небрежном вылове рыбы.
  • Неисправность оси ведущей шестеренки. Причина потеря подшипника, которая подлежит исправлению, заменой им втулки.
  • Самозатягивание фрикциона. Причина некачественная покупка. Изначально, производитель допустил ошибку, поэтому такая поломка сулит рыбаку покупку новой катушки.
  • Остановка движения шпули, накладывание лески. Причина не подходящая нагрузка под данный тип катушки.
  • Сокращение расстояния заброса. Признак плохая укладка лески. Причины изначальная неисправность механизма или попадание в него посторонних частиц.
  • Неисправность системы обратного хода. Причины загустевание смазки на морозе, посторонние частицы или деформация прижимных пружин.
  • Слишком шумная работа ролика. Причины уменьшение смазки у подшипника или посторонние частицы в механизме.
  • Разрушение лески из-за повреждения шпули. Причины царапины, вмятины и прочие изменения, которые влекут за собой затрудненный сход лески и ее дальнейшее истирание.
  • Грохот в рукоятке. Причины изначальная неисправность катушки, износ рукоятки или раскручивание зажимного винта.
  • Обрыв лески. Причины произвольное защелкивание дуги из-за потери упругости пружины возврата, износа составных частей дуги или неисправности толкателя.

Читать: Катушка с тройным тормозом

В заключение следует сказать о том, что как бы неприятно не было внезапно обнаружить неисправность безынерционных катушек, в большинстве случаев, рыбак может самостоятельно исправить поломку или обратится к опытному мастеру.

Где можно отремонтировать?

В некоторых случаях — как, например, упомянутый выше ремонт обгонной муфты — процесс сложный и кропотливый, поэтому починить эту деталь лучше доверить профессионалу. Это позволит устранить неисправность в короткий срок и с гарантией профессионала.

К тому же, не стоит забывать, что попытки ремонта катушки спиннинга своими руками может быть очень непросто, более того, есть риск усугубить проблему.

Итак, разберем подробнее преимущества починки у специалиста. Мастер по ремонту спиннинговых катушек:

  • может произвести быстрый и качественный ремонт катушек для спиннинга;
  • имеет в наличии большой ассортимент запасных деталей для катушек любого класса;
  • может провести высокоточную регулировку главной пары;
  • использует специальные смазочные масла.

Найти такого мастера можно в любом крупном городе.

Как разобрать катушку

Перед планированием проведения ремонта рыболовной катушки своими руками стоит побеспокоиться о наличии необходимых материалов и инструментов. Для этих целей рыболову понадобится фигурная и плоская отвёртка мелкого и среднего размера, круглогубцы, пинцет, шило, мягкая и жёсткая по структуре волоса кисть, маслёнка, кусочек ветоши, а также любого вида очищающая, спиртосодержащая жидкость и специальное минеральное масло, предназначенное для смазки трущихся деталей девайса.

Манипуляции с ремонтом удобно выполнять на письменном столе под яркой лампой с белым спектром света, на подложке из листа белой бумаги, где отчётливо будут видны мелкие детали и соединительные элементы изделия.

Разборка катушки

Разборка катушки ведётся по представленному ниже чёткому алгоритму

В процессе выполнения работ важно запоминать очерёдность последовательности операций и скрупулёзно вникать в нюансы способствующие аккуратности производства работ, связанных с приложением усилий к разъединению резьбовых, втулочных и стопорных соединений элементов и узлов изделия

  • отворачиваем гайку тормозной системы и шпули;
  • снимаем шестерни и шайбы, размещённые под шпулей;
  • демонтируем рукоятку катушки;
  • отворачиваем гайку зажима в устройстве механизма;
  • разбираем ротор;
  • демонтируем лескоукладывательную дужку;
  • демонтируем механизм защёлки лескоукладывателя;
  • демонтируем ролик протягивания лески;
  • отворачиваем винт стопорного устройства заднего хода;
  • демонтируем рычаг переключателя;
  • отворачиваем винт заглушки;
  • демонтируем заглушку;
  • демонтируем стенку.

Разборка ролика лесоукладывателя

После манипуляций с деталями и корпусом механизма переходим к разборке лескоукладываетля. Однозначный алгоритм работ при демонтаже деталей этого элемента построить не представляется возможным, ввиду существенных различий конструкции приспособления в каждом варианте девайса. Для надёжности выполнения работ рекомендуется делать поэтапную фотофиксацию каждой проводимой операции, что на сегодняшний день вполне доступное простому обывателю мероприятие, применяя для этих целей смартфон.

Зафиксировав процесс разборки в фотографиях, после диагностики и ремонта спиннинговой катушки, рыболов легко справится с её обратной сборкой, без ошибок приведя изделие в первоначальный и работоспособный вид.

Поломка катушки как следствие неправильного ухода

Эту группу можно разделить на две основные причины поломки катушки.

Небрежное отношение. Здесь речь идет о тех моментах, когда рыбак не следит за катушкой, считая, что производитель обезопасил ее от поломок и попадания посторонних частиц. Это не так. В основном катушки выходят из строя после попадания в них воды, что сулит повышением шума при ее работе из-за изменения структуры смазки, песка, что сулит поломкой подшипников, вследствие чего работа устройства будет не такой плавной как после покупки.

Не редким «виновником» поломки оказывается банальный удар, последствие которого – это погнутые детали или раскалывание катушки на несколько частей. После подобных экзекуций, катушка вряд ли будет способна выполнять свое «предназначение».

Читать: Как выбрать безынерционную катушку

Неправильное хранение. Здесь следует отметить, что хранение катушки на морозе, в сырости или на жаре, может закончиться коррозией, разрушением резиновой составляющей и приведение смазки в негодность. Все это делает невозможным дальнейшее использование катушки.

Важно! Правильное хранение катушки – это ее упаковка в чехлы или ящики для снастей

Ремонт катушки

Диагноз катушке поставлен, пора приступать к лечению

Катушка буквально разобрана до последнего винтика, все металлические детали промыты по несколько раз в 646-м растворителе, особое внимание уделено шарикоподшипникам. Для них требуются только чистый растворитель и обязательная продувка воздухом после каждой мойки. Качественные подшипники порадовали, после удаления грязи они заработали почти как новые: вращались легко и почти бесшумно

Если подшипники под ротором и основной шестерней одинаковые, то под ротор на ведомую шестерню необходимо ставить самый тихий из них, поскольку «роторный» подшипник дает основной шум при быстром вращении катушки. Все пластиковые детали отмыты уайт-спиритом,очищены и продуты сжатым воздухом, включая полости и отверстия

Качественные подшипники порадовали, после удаления грязи они заработали почти как новые: вращались легко и почти бесшумно. Если подшипники под ротором и основной шестерней одинаковые, то под ротор на ведомую шестерню необходимо ставить самый тихий из них, поскольку «роторный» подшипник дает основной шум при быстром вращении катушки. Все пластиковые детали отмыты уайт-спиритом,очищены и продуты сжатым воздухом, включая полости и отверстия.

Сложнее всего с обгонной муфтой. Разобрать, а главное, правильно собрать ее — дело кропотливое и трудоемкое

Крайне важно поставить все детали правильно, иначе она не станет работать. К счастью, обгонные муфты этих катушек сконструированы таким образом, что собрать их неправильно сложно, поскольку все детали собираются только в одном (правильном) положении. Трудно только установить ролики и пружинки к ним: если какой-то из роликов окажется неподжатым пружиной, то он, во первых, выключится из работы, а во вторых — станет характерно постукивать при работе катушки

Если нет уверенности в своих силах, можно обильно залить узел жидкой смазкой (лучше фирменной — она морозостойкая) и протереть ветошью, повторив это действие несколько раз. По крайней мере рабочие поверхности становятся чистыми, а муфта — работоспособной

Трудно только установить ролики и пружинки к ним: если какой-то из роликов окажется неподжатым пружиной, то он, во первых, выключится из работы, а во вторых — станет характерно постукивать при работе катушки. Если нет уверенности в своих силах, можно обильно залить узел жидкой смазкой (лучше фирменной — она морозостойкая) и протереть ветошью, повторив это действие несколько раз. По крайней мере рабочие поверхности становятся чистыми, а муфта — работоспособной.

При сборке надо обязательно каплей резьбового герметика зафиксировать винт, который крепит ось к ползуну. Если специального герметика нет, подойдет и жидкий (проникающий) цианакрилатный клей, но с ним приходится работать быстро и аккуратно.

Больше всего трудностей вызывает регулировка зацепления; уже изношенные зубья дают сильный шум при минимальном люфте. С этим ничего поделать нельзя, но, по опыту, после притирки шум заметно снижается. Самое главное — восстановлена нормальная работа зубчатой передачи, что гарантирует способность катушки выдерживать нагрузки при ловле. У обычного рыболова впервые столкнувшегося с регулировкой зацепления в главной передаче катушки всегда возникает вопрос: где взять шайбы для регулировки? Шайбы приходится вытаскивать из катушек которые уже не подлежат восстановлению. Можно поспрашивать у друзей и знакомых. В худшем случае-попробовать вырубить (с последующей шлифовкой) из подходящего по толщине кусочка меди. Остальные узлы не вызывают каких-либо опасений. Владельцу катушки я посоветовал поменять по окончании сезона смазку в основной передаче и при необходимости уточнить регулировку, а судя по тому, что от него звонков не было, катушка до сих пор работает.

Поломка катушки как следствие неправильного ухода

Эту группу можно разделить на две основные причины поломки катушки.

Небрежное отношение. Здесь речь идет о тех моментах, когда рыбак не следит за катушкой, считая, что производитель обезопасил ее от поломок и попадания посторонних частиц. Это не так. В основном катушки выходят из строя после попадания в них воды, что сулит повышением шума при ее работе из-за изменения структуры смазки, песка, что сулит поломкой подшипников, вследствие чего работа устройства будет не такой плавной как после покупки.

Не редким «виновником» поломки оказывается банальный удар, последствие которого – это погнутые детали или раскалывание катушки на несколько частей. После подобных экзекуций, катушка вряд ли будет способна выполнять свое «предназначение».

Читать: Уход за рыболовными катушками

Неправильное хранение. Здесь следует отметить, что хранение катушки на морозе, в сырости или на жаре, может закончиться коррозией, разрушением резиновой составляющей и приведение смазки в негодность. Все это делает невозможным дальнейшее использование катушки.

Важно! Правильное хранение катушки – это ее упаковка в чехлы или ящики для снастей

Специально для нашего портала – костюм для рыбалки + фонарик в подарок!

Сегодня у нас спец.событие – костюм для рыбалки мы отдаем с 50% скидкой! А еще, при заказе костюма – фонарик в подарок!

Наши костюмы это :

  • 1) Ткань для основы: палатка — надёжная защита от любой плохой погоды: шторма, дождя или ветра,
  • 2) 11 функциональных карманов,
  • 3) Капюшон имеет двойную регулировку по объёму вязаным шнуром и фиксаторами
  • 4) Подклад – сетка – 100% полиэфирная ткань со сквозной ячеистой структурой, отводит влагу, позволяет коже дышат,
  • 5) Низ куртки обработан кулисой со шнуром и фиксаторами,
  • 6) Помочные эластичные лямки отстёгиваются фастексами от пояса брюк.

И самое приятное! При заказе сегодня – специальная скидка 50%! Заказывайте!

http://fisher-book.ru/441-remont-katushki-svoimi-rukamihttp://primanki.com/snasti/spinning/remont-bezynercionnoj-katushki.htmlhttp://fishcave.ru/spinning/snasti-i-osnastka/katushka/remont.html

Ремонт колена

Отремонтировать спиннинг со сломанным коленом можно, если поврежденное место не имеет длинных (свыше 3 см) продольных повреждений поверхности.

Если осуществлять ремонт аккуратно, то место стыковки обломанных частей практически не будет заметно

МатериалыИнструменты
трубка подходящего диаметрамелкая наждачная бумага
углетканьскотч
капроновая нитьнадфиль
водостойкий лакалмазная пилка

Этапы ремонта:

  1. Края поломанных частей необходимо подготовить к основному ремонту. Если они неровные, необходимо отпилить при помощи алмазного инструмента (именно он рекомендован для обработки углепластика) все неровности.
  2. Ровные торцы обоих частей колена обрабатываем при помощи надфиля, удаляя мелкие шероховатости.
  3. Подготавливаем трубку, которая будет служить ребром жесткости в месте скрепления. Это может быть кусок подходящего размера и диаметра из любого другого старого спиннинга или даже новой дешевой удочки. Она должна плотно входить внутрь обеих сломанных частей. Трубку необходимо отшлифовать снаружи мелкой наждачкой и обезжирить.
  4. Смазываем трубку эпоксидной смолой/клеем и с обеих сторон надеваем части колена. Максимально выравниваем части, чтобы не было изломов.
  5. Углеткань необходимо обильно смочить эпоксидкой и намотать на место соединения. Для более тонких частей сломанного спиннинга достаточно будет 3–4 оборотов, а для толстой части (ближе к рукоятке) – 6–8 оборотов. Перед намоткой, углеткань тщательно отжимается для удаления излишков клея.
  6. Поверх углеткани плотно наматывается скотч и виток к витку капроновая нить. На этом этапе уплотнение позволит вытеснить излишки эпоксидки, которую можно сразу удалить с поверхности при помощи чистой тряпки.
  7. В вертикальном положении удилище оставляется на сутки для просыхания клея. Лучше разместить его в теплом месте или возле радиатора.
  8. Через сутки капроновую нить и скотч необходимо снять. Место соединения шлифуется наждачной бумагой и покрывается влагостойким лаком.

Для того чтобы добиться больше эстетичности, перед покрытием лаком можно окрасить отремонтированное место влагостойкой акриловой краской в тон удилища.

Важно! При ремонте колена облегченных моделей спиннинга из карбона, углеткань не используется

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий