Высота транца
Прежде чем описать особенности установки лодочного мотора, начнем с простого, но тоже не менее важного
Лодочный мотор прикручивается к транцу лодки, и необходимо обратить внимание на характеристику лодки, так как есть несколько вариантов лодок которые отличаются высотой транца:. Стандартный транец (S – standart) – 381мм
Стандартный транец (S – standart) – 381мм
Длинный транец (L – long) – 508 мм
И варианты, которые вам вряд ли встретятся:
Ультра длинный транец (X – ultra long) – 635мм
Супер длинный транец (XX – super long) – 762мм
Высота транца должна соответствовать длине ноги лодочного мотора иначе “феншуя” не будет. Длину ноги мотора можно посмотреть в характеристиках мотора (производитель обязательно ее указывает) ну и в большинстве названия модели мотора она так же зашифрована, например: Tohatsu
M9 .8 L(long) ,Yamaha30HMHS (standart). Но лучше взгляните в характеристики мотора иначе можно ошибиться.
Как крепить мотор на лодку: пошаговая инструкция
Для установки ПЛМ на лодке должен быть транец или специальная вставка для двигателя, подробнее читайте здесь. Проверьте наличие у вас ключей, отвертки, пассатижей, линейки, а ещё лучше метровки.
Как прикрепить ПЛМ к транцу:
- Надуть лодку (здесь статья о том, как правильно накачивать лодку ПВХ).
- Замерить транец метровкой.
- Закрепить мотор по центру транца (о расположении ПЛМ расскажем ниже при обсуждении регулировки). С килевыми лодками сделать это проще, потому что ориентиром служит сам киль.
- У мотора есть винты струбцины. Их нужно завинтить и плотно затянуть платформу установки к транцу. Но перед этим отверстия под крепежи можно наполовину заполнить хорошим герметиком.
- Винт должен находиться в воде. Движок можно привязать к транцу с помощью страховочного троса.
Чтобы проверить, насколько надёжно ПЛМ прикреплён к транцу, нужно запустить его и дать поработать около четверти часа. Вибрация достаточно сильная и плохое соединение сразу покажет себя: крепежи начнут раскручиваться. Поэтому и советуется использовать герметик.
Виды механических воздействий на транец
На навесной транец оказывают воздействие силы мотора:
- толкающая сила;
- сила тяжести движка.
Воздействие данных сил приводит к тому, что транец начинает оказывать давление на лодку в двух точках. В нижней части крепления действует толкающее усилие, а в верхней – противоположное направлению.
Воздействие силы тяжести мотора зависит от материала и строения транца. Как правило, свой вес транец передает на кормовой баллон или фиксирующие нижние элементы (монтажные элементы и кормовая ручка).
Негативным воздействием на транец и лодку является повышенная вибрация, которая происходит из-за работы мотора. Такое воздействие может привести к расшатыванию болтов и гаек, которые просто могут открутиться. Для того, чтобы уберечь транец от такого воздействия следует использовать контр-гайки или контр-шайбы.
Возможные ошибки при установке
- от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
- от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
- от фактических характеристик используемого гребного винта;
- от фактических условий эксплуатации судна.
В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.
На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.
Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.
Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.
Правила выбора гребного винта
Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.
Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.
Горизонтальная настройка положения мотора
Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.
Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:
• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;
• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.
На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.
Важные моменты при выборе
Несоблюдение правил установки подвесного мотора может спровоцировать следующие неприятные ситуации:
- самопроизвольное отсоединение подвесного мотора;
- отклонение судна от выбранного направления;
- работа мотора не в полную силу (заниженные обороты);
- чрезмерный расход топлива;
- падение мотора в воду.
При выборе подвесного мотора необходимо обратить внимание:
- На значение допустимой мощности двигателя — такие данные содержатся в прилагаемой к водному судну документации, согласно которой и применяются лодочные моторы.
- На действительную высоту транца судна.
- На допустимый диапазон мощности — этот параметр также указывается в документации и им не стоит пренебрегать перед покупкой конкретной модели подвесного мотора.
Как происходит регулировка высоты мотора
Длина ноги должна обеспечивать такое расположение мотора на транце, чтобы антикавитационная плита находилась на расстоянии от 0 до 5 см ниже уровня днища лодки. Если расстояние будет меньше, или больше, то режим работы подвесного мотора будет неэффективным.
При покупке комплекта (лодка+мотор) есть 2 сценария:
- либо мотор встанет без регулировки высоты — вам повезло и ничего делать не надо;
- мотор встанет слишком низко — придется поднимать — иначе и на скорость толком не выйти и, скорее всего, в поворотах румпель упрется в транец.
Решение:
Использовать подручные средства
Поднять мотора подложив что-то между крепление и транцем — это может быть кусок фанеры, толстая ветка. Можно и ничего не подкладывать, ведь струбцины и без этого удержат нагрузку.
Купить увеличитель транца
Точная регулировка — изящно, технично и красиво. Штатная накладка из пластика снимается и на её место устанавливается специальный увеличитель. Некоторые производители делают такие устройства. Как правило, они стандартные и подходят на многие лодки.
Есть варианты:► для транца толщиной 18 мм;► для транца толщиной 27 мм.
Алфавитный указатель:
Самостоятельное изготовление конструкции
Практикующему рыбаку совсем не обязательно приобретать производственную модель транца для лодки. При наличии инструментария и материалов можно построить конструкцию в домашних условиях.
Как сделать транец для лодки своими руками:
- В первую очередь, необходимо подготовить кусок фанеры достаточной толщины. Совсем не подойдет для самостоятельной работы плита ДСП, поскольку данный материал довольно тяжелый, а крепление неудобно производить.
- Перед началом строительных работ следует сделать замеры будущего транца, используя рулетку и карандаш.
- После шлифовки краёв пластины по краям приклеивают полоски резины. Подобный подход обеспечит безопасность баллонам.
- Следующим этапом является установка транца на лодку. Для этого к фанерному листу прикручивают пластинку из металла. Размеры пластинки могут слегка отличаться от подлежащей основы. На металлическом листе должны быть приварены две железные трубки. К трубкам, в свою очередь, привариваются два штыря, изогнутые под определенным углом (как правило, угол составляет 90 градусов).
- Чтобы мотор во время плавания не уходил под лодку, необходимо сконструировать сиденье. На арматуру приваривают две железные пластины, предназначенные для последующего крепления фанеры.
Возможные ошибки при установке
Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:
- от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
- от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
- от фактических характеристик используемого гребного винта;
- от фактических условий эксплуатации судна.
В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.
На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.
После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.
Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.
Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.
Установка мотора на транец
Установка мотора на транец
Как установить мотор на лодку так, чтобы она показала оптимальные качества водно-моторного комплекта: хорошую скорость в режиме глиссирования без вставания на дыбы (в кобру), рысканья и других неудобств?
Вначале важно определить — какой на вашей лодке тип транца. Тип транца — навесной или стационарный — должен соответствовать расчётной мощности лодочного мотора. Транец навесного типа, которым комплектуются некоторые мото-гребные модели, не подходит для установки подвесных лодочных моторов свыше 3.5 л.с
На практике это правило иногда нарушается, однако мы настоятельно не рекомендуем перегружать навесной транец установкой мотора в 5-6 и более лошадиных сил. Это может привести к печальным последствиям. А именно:
Транец навесного типа, которым комплектуются некоторые мото-гребные модели, не подходит для установки подвесных лодочных моторов свыше 3.5 л.с. На практике это правило иногда нарушается, однако мы настоятельно не рекомендуем перегружать навесной транец установкой мотора в 5-6 и более лошадиных сил. Это может привести к печальным последствиям. А именно:
- Лёгкая конструкция транца может не удержать заведённый мотор, возможен отрыв транца от баллона (навесной транец приклеивается к баллону с помощью специальных рымов: подобный тип соединения не может обеспечить большой запас прочности в силу своей специфики — невозможно обеспечить неразрывное соединение пластика рыма и ПВХ «шкуры» баллона). Отрыв транца по ходу движения и утопление мотора очень вероятны при превышении допустимой мощности.
- При отрыве транца мотор может подогнуться под корму лодки, и тогда вращающийся с большой скоростью винт способен располосовать ПВХ, что может привести к разрушению и потере плавсредства.
Как на лодке правильно выставить мотор? Угол наклона мотора.
Здесь нет универсального «рецепта» — найти оптимальный угол наклона мотора поможет только практика. В теории же всё просто: минимальное сопротивление движению вашего комплекта достигается в случае строго вертикального расположения мотора (ось мотора перпендикулярна поверхностному слою воды и антикавитационной плите). Однако в жизни случается так, что комплект не показывает желаемую скорость, если мотор установлен по правилам, с углом наклона в 0 градусов.
Как правильно установить мотор?
Оптимальное определение угла наклона вашего мотора может потребовать многочасовых испытаний на воде. Если вы заинтересованы в том, чтобы настроить этот параметр лучшим образом, обратитесь за консультацией и помощью в сервисные центры «Лодки-Питер». Наши опытные мотористы помогут добиться идеального положения мотора на транце вашей лодки. Вот вкратце основные представления о том, как правильно установить лодочный мотор на лодку. Всем водномоторникам желаем удачи на воде, катайтесь и не ломайтесь!
Как сделать транец навесной для лодки ПВХ?
Для формирования навесного элемента необходимо воспользоваться следующими материалами:
- Надежная пластина, размер которой составляет 18-24 миллиметра.
- Основание в виде металлического участка.
- Щеколда в количестве 2 штук.
- Крепеж в количестве 4 штук.
- Бензин.
- Практичное клеящее вещество на пластичной основе.
Транец навесной для лодки ПВХ своими руками
После приобретения всех необходимых компонентов, стоит приступать к изготовлению конструкции:
- Привести лодку в рабочее состояние.
- Выбрать участок для фиксации защелки для весел.
- Пометить место водостойким карандашом.
- Спустить судно.
- Зачистить наждачной бумагой отмеченные участки от грязи.
- Обработать обезжиривающим средством (растворителем или бензином).
- Нанести клеящее вещество на подготовленный участок, используя кисть.
- Подождать 10-15 минут.
- Повторить процедуру.
- Подождать 5-7 минут.
- Установить защелку.
- Придавить место прихвата клея тяжелым предметом.
После того как все этапы будут выполнены, необходимо оставить конструкцию на сутки для полного высыхания.
Регулировка угла наклона мотора
Завершает монтаж ПЛМ на лодку процедура регулировки работы прибора. Для этого изменяют высоту расположения движка, о чем мы уже писали выше, и угол его наклона. О последнем и поговорим в данном разделе.
Угол установки лодочного двигателя
Не менее важно для ходовых качеств судна и стабильной работы ПЛМ соблюдение правильного угла дифферента. Оптимальным вариантом считается наклон в 3-5 градусов, но практика показывает, что этот показатель у каждого судна индивидуален
Поэтому, собственно, и проводится регулировка лодочного мотора под конкретную лодку.
Современные двигатели позволяют менять положение корпуса в пределах до 15 градусов. С учетом этого в креплении мотора предусмотрены специальные отверстия: для изменения упора фиксирующий штифт просто переставляют в соседнюю пробоину. При этом каждое положение изменяет угол наклона на 3-4 градуса.
Правильно подобранное значение дифферента снижает расход горючего и улучшает скольжение судна. А чтобы этот показатель рассчитать, необходимо учесть следующие факторы:
Отметим, что наименьшее сопротивление воды возможно при перпендикулярном размещении движка по отношению к поверхности водоема (угол установки лодочного мотора равен 0°).
Возможные ошибки и их последствия
Плавсредство может использоваться для разных задач, соответственно, иногда важны скоростные показатели и выход на глисс, а иногда показатель тяги. Поэтому самым важным моментом в том, как правильно установить мотор на лодку ПВХ, считается индивидуальная регулировка. Ведь для того производители и предусматривают возможность быстрой перестановки фиксирующего штифта.
От того, как отрегулирован угол наклона лодочного мотора, напрямую зависят ходовые качества судна. Если поставить большое отклонение копуса движка от транца, например, свыше 15°, то это приведет к сильному задиранию носовой части судна, сложности управления и возможной потере курса. Если наоборот, взять слишком малый наклон и отрицательный угол, ухудшится мощность мотора, а лодка потеряет скорость, станет зарываться в воде и не сможет выходить на глиссирование.
Поэтому следует испробовать скоростные параметры и управляемость лодки под разными углами наклона движка, и пользоваться выверенными величинами в зависимости от поставленных перед судном задач. Кроме того, настройка наклона подвесного лодочного мотора актуальна для стабилизации хода лодки при резком ухудшении погодных условий.
Регулировка угла наклона двигателя
Правильная установка угла наклона лодочного мотора относительно кормы судна увеличивает скорость лодки и экономит горючее. Положение дейдвуда относительно транца лодки зависит от следующих факторов:
• конструкции судна, его обводов и кормы;
• количества пассажиров и веса груза в лодке;
• скорости и направления ветра, высоты волн.
Для изменения наклона дейдвуда лодочного мотора относительно кормы лодки в скобе подвесного устройства мотора есть отверстия в которые вставляется штифт. Перестановка штифта в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3 — 4°.
Для настройки угла наклона мотора двигатель останавливают, вытаскивают штифт, передвигают скобы относительно друг друга, вставляют штифт обратно. Мотор заводят, проплывают отрезок пути на разной скорости. После тестирования настройку положения мотора повторяют.
Если лодочный мотор выставлен с большим отклонением от транца, крутящий момент от винта поднимает нос лодки и притапливает корму. Скорость лодки возрастает, она быстрее и легче выходит в режим глиссирования, управляемость уменьшается.
При небольшом отклонении дейдвуда от лодочной кормы выталкивающий нос эффект отсутствует, лодка идет ровно, потребление горючего увеличивается.
Как должен крепиться подвесной мотор?
При установке движка на лодку учтите, как он должен располагаться:
- Размещать антикавитационную плиту стоит на 0-5 см ниже лодочного днища.
- Уровень установки движка зависит от назначения лодки и её корпуса, поэтому чётко выполняйте рекомендации, которые дают производители лодок, для этого читайте техническую документацию.
- Глубина расположения антикавитационной детали — от 10 см по отношению к водной поверхности. Иначе будет мало воды, которая поступает через насос в охладительную систему, что приводит к перегреву ПЛМ.
- Если на лодку оказывается максимальная нагрузка, полностью опустите движок и прекратите его работу. По окончанию выясните, где находится выпускное отверстие холостого хода. Приемлемое значение — от 15 см относительно водного уровня.
Если двигатель закреплён правильно, лодочный нос не будет задираться или глубоко погружаться.
Последствия неправильного крепления
Благодаря правильной установке ПЛМ ваше судно покажет на что способно, а сам мотор будет долго и хорошо работать. Если же отнестись к процессу крепежа и регулировки движка безответственно, придётся столкнуться со следующими последствиями:
- Будет сложно (а иногда даже невозможно) управлять судном.
- Судно начнёт кидать в разные стороны в ходе поворотов, разгона и т.п.
- Лодка может опрокинуться и принять положение кверху килем.
- Будет зачерпываться вода, что может привести к затоплению.
- Неправильно установленный мотор может загореться.
Никто не хочет столкнуться даже с одной из этих проблем, поэтому к крепежу ПЛМ нужно отнестись со всей ответственностью.
Расположение подвесного мотора
Правильный угол наклона увеличивает эффективность скольжения лодки по воде и ведет к экономии топлива. Большая часть импортных двигателей позволяет регулировать пространственное положение в пределах 0-15°. Производители некоторых моделей надувных лодок, например, RIB, наносят контуры силового устройства и отмечают опорные точки крепления.
Угол установки мотора зависит от показателей:
- конструктивных особенностей судна, гребного винта и мотора;
- загруженности и баланса, включая собственный вес плавсредства и принятого на борт груза;
- скорости движения и характеристик акватории;
- погодных условий.
Меньшее сопротивление движению обеспечивает перпендикулярное расположение вертикальной оси мотора относительно водной поверхности. В этом случае угол установки мотора – 0°. В реальности – с минимальным отклонением от нормы.
В скобе крепления мотора есть отверстия, позволяющие регулировать угол наклона. В рабочем состоянии пространственное положение силового агрегата фиксируют штифтом. Перестановка упора в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3-4°.
Для перенастройки приподнимают мотор. Извлекают упор. Переставляют штифт в следующее отверстие, а затем тестируют в движении.
Важно! Перед регулировкой угла наклона необходимо заглушить двигатель и дождаться полной остановки вращающихся частей. Штифт располагают по центру отверстия, стараясь избежать перекосов
Вначале тестируют конструкцию на низкой скорости. По мере прибавления оборотов, продолжают контролировать устойчивость лодки на воде и ее управляемость.
Если установить мотор с отрицательным углом, нос наоборот погрузится ниже, мощности мотора будет не хватать. Это приведёт к уменьшению скорости и ухудшению управляемости.
На дифферент может также влиять избыточная мощность мотора. При покупке ПЛМ следите, чтобы он соответствовал характеристикам лодки.
Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.
Расположение по высоте:
- Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
- Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
- Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
- Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
- При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.
Предлагаем ознакомиться: Выбираем подвесной лодочный мотор
Прежде всего нужно понимать, что все действия, направленные на крепление различных конструкторских элементов, должны быть произведены максимально надежно. В противном случае подвесной мотор может отсоединиться.
Чтобы безопасно поднять подвесной двигатель для последующей установки, рекомендуется воспользоваться так называемым гусем, а для фиксации подъемных тросов применить рым-болты соответствующего назначения.
Конечно, используемое значение в этом случае выступает как ориентировочная информация, поскольку действительный момент затяжки гаек может существенно отличаться в зависимости от материала корпуса конкретного плавсредства.
Основными этапами установки мотора на лодку являются:
- заложение в крепежные отверстия мотора силиконового герметика;
- установка мотора на заднюю часть плавсредства;
- крепление лодочного мотора в нужном месте с помощью специальных крепежных элементов.
Правила установки двигателя
Действовать нужно только при выключенном моторе. Практически на каждом есть узлы крепления к плавсредству — транцевые скобы. Есть несколько правил, которые нужно соблюсти для правильного закрепления двигателя.
- Устанавливать мотор нужно только по центру, на линии киля посредством скобы и зажимов. Обязательно проверить баланс.
- Необходимо заложить в крепежные отверстия лодочных моторов силиконовый герметик.
- Зажимы следует завернуть до упора.
- Во время движения судна зажимы могут разболтаться, поэтому нужно их периодически проверять.
- Если не закрепить движок прочно, управлять лодкой становится сложнее и опаснее.
- При наличии страховочного троса позволяет связать скобу и лодку, чтобы не потерять мотор.
Но новичку лучше ставить движок все-таки по центру, если он до этого никогда его не вешал самостоятельно. Приобретаемый впоследствии опыт позволит лучше ориентироваться и замечать, ведет ли лодку в сторону.
Длина ноги лодочных моторов — таблица
Для удобства приведены таблицы популярных моторов Yamaha, Honda, Suzuki, Mercury
Длина ноги у 2-х тактного мотора Yamaha
ЛС — Длина, мм: | S | L | X | U |
2 | 417 | |||
3 | 442 | 569 | ||
4/5 | 445 | 572 | ||
6/8 | 437 | 564 | ||
9,9/15 | 442 | 569 | ||
20/25 | 419 | 546 | ||
30 | 425 | 546 | ||
40 | 424 | 551 | ||
50 | 406 | 533 | ||
55 | 397 | 519 | ||
60/70 | 400 | 521 | 648 | |
75-90 | 521 | 648 | ||
115-225 | 515 | 642 | ||
250 | 640 | 767 |
Длина ноги у 2-х тактного мотора Yamaha
Длина ноги у 4-х тактных моторов разных производителей
Марка — Длина, мм | S | L | X |
Yamaha 4-8 | 435 | 562 | |
Honda 5 | 381 | 508 | |
Yamaha 8 | 423 | 559 | 635 |
Honda 8 | 381 | 508 | |
Yamaha 9.9/15 | 440 | 567 | 635 |
HondaSuzukiMercury9.9/15 | 381 | 508 | 635 |
Yamaha 25 | 423 | 550 | 635 |
HondaSuzukiMercury 25 | 381 | 508 | 635 |
Yamaha 30/40 | 410 | 533 | 647 |
HondaSuzuki 30/40 | 381 | 508 | 635 |
Yamaha 50 | 533 | 647 | |
HondaSuzukiMercury 50/90 | 381 | 508 | 635 |
Yamaha 80/100 | 537 | 664 | |
Yamaha 115 | 516 | 643 | |
Honda 115/130 | 508 | 635 |
Длина ноги у 4-х тактного мотора