Как сделать и установить транец на лодку своими руками?

Виды механических воздействий на транец

На навесной транец оказывают воздействие силы мотора:

  • толкающая сила;
  • сила тяжести движка.

Воздействие данных сил приводит к тому, что транец начинает оказывать давление на лодку в двух точках. В нижней части крепления действует толкающее усилие, а в верхней — противоположное направлению.

Негативным воздействием на транец и лодку является повышенная вибрация, которая происходит из-за работы мотора. Такое воздействие может привести к расшатыванию болтов и гаек, которые просто могут открутиться. Для того, чтобы уберечь транец от такого воздействия следует использовать контр-гайки или контр-шайбы.

Конструкция транца

Транец для лодки – это специальное устройство, которое служит основой для закрепления на ней мотора. Выпускают ряд моделей лодок их ПВХ, в комплект которых уже входит данное приспособление. В таких случаях его также используют для крепления датчика эхолота, но стоит отметить, что моторы на таких лодках маломощные.

Если же водный транспорт не оснащен подобным устройством, несложно сделать транец своими руками. И прежде чем приступить к его изготовлению и сборке, нужно тщательно изучить технические характеристики водного судна и двигателя, учитывать их совместимость и четко следовать инструкциям по закреплению транца на лодку ПВХ.

Вариантов подобных конструкций масса, но для реализации наиболее экономного из них понадобятся:

  • доска прямоугольной либо квадратной формы, не впитывающая влагу. Она послужит пластиной для будущей конструкции;
  • дуга. В нее помещается пластина, а ее концы крепятся к лодке специальными скобами;
  • рымы – это специальные скобы, которые крепят полученную конструкцию к лодке.

Важно заметить, что подобные манипуляции с лодкой не терпят спешки и должны выполняться аккуратно и без каких-либо резких движений во избежание нежелательных повреждений корпуса судна

Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца

Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.

Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.

В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.


Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.

Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.

Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.

Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.

Транец для резиновой лодки своими руками

Транец для резиновой лодки Конструкция транца такая простая, что его можно сделать самому, конкретно под свой размер лодки. Для того чтобы транец прикрепить на достаточно небольшие резиновые баллоны надо будет сделать жёсткое основание на пол лодки. Обычно используют фанеру, чем толще, тем лучше. ДСП не берут, так как она тяжёлая и более сложная по структуре для крепления. Пол вырезается под размеры вашего плавсредства, К острым краям фанеры на шурупы стоит прикрутить полоски резины от камеры автомобиля, чтобы защитить баллоны от перетирания. На всю лодку делать такой пол не надо.

К фанере прикручивается металлическая пластина с приваренными к ней двумя металлическими трубочками, в которые будет вставляться два одинаково изогнутых два раза под прямым углом арматурных штыря.

Сиденье служит дополнительным укреплением конструкции. Для того чтобы мотор не подгибался под днище, а упирался на заднюю часть лодки, к арматуре привариваются железные пластины а к этим пластинам прикручивается влагостойкая фанера в два слоя. Это опора для мотора. Высота транца определяется моделью вашего мотора. Обыкновенную фанеру придётся покрасить в несколько слоёв, защитить от влаги.

Делаем навесной транец для лодки ПВХ

Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.

В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).

Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.

Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.


В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.

А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.

Конструкция

Транец состоит из следующих элементов:

  • Пластина (фанера квадратной или прямоугольной формы).
  • Бобышки, или рыма.
  • Дуга, или скоба, с помощью которой происходит крепеж конструкции.

В процессе монтажа конструкции, скоба фиксируется на основании пластины, концы которой крепятся с помощью бобышек по бокам лодки.

Материалы для изготовления

В качестве основания используют материал, который соблюдает некоторые стандарты:

  • Водонепроницаемость.
  • Имеет вид тонкой и легкой фанеры.
  • Гладкая поверхность, способная защитить от негативного воздействия.
  • Крепежная дуга изготавливается прокатного материала.
  • Бобышки изготавливают с помощью пластика.

Изготовление

Для изготовления транца понадобятся следующие компоненты:

  • Чертеж.
  • Конструкция крепления мотора должна быть максимально проста.
  • Для начала следует использовать двигатель, мощность которого минимальна.
  • Пластина состоит из фанеры с защитным покрытием.
  • Минимальная толщина фанеры 10 миллиметров.
  • Гладкий край фанеры для безопасности пленки лодки.
  • Фиксация специальных петель, которые соединят пластину и металлическую скобу.
  • Основным компонентом крепежной дуги является металлический прокат.
  • Диаметр крепежной дуги составляет 10-15 миллиметра.

Все необходимые элементы фиксируются и устанавливаются на судно.

Высота транца

Уровень элемента зависит от размера основания, которое определяется объемом судна. Высота транца не должна препятствовать фиксации мотора.

Усиление навесного транца

Универсальная конструкция состоит из двух скоб и четырех бобышек. Для того чтобы усилить фиксацию двигателя необходимо увеличить количество крепежей и рым.

При этом необходимо учитывать массу транца во избежание максимальной нагрузки на лодку.

Замена транца лодки ПВХ в домашних условиях.

После трех сезонов эксплуатации на моей ПВХашке «Хантер 290» стал заметно мокнуть транец. Вскрытие показало, что была некачественная проклейка и «влагостойкая» фанера с одного угла превратилась в труху. В сервисе озвучили цену — «до 12 тыс» — и было принято решение менять самому.

Да и материалов на такой ремонт набегало в сумме значительно меньше чем на 12 тыс. В том числе — 1000 р. ушло на лист фанеры 18 мм 1,5 на 1,5 метра, причем осталось больше половины; клей обошелся в 230р за 700 граммовую банку; 2-3 кв. метра ПВХ тентовой ткани из фирмы по пошиву автотентов; кисточку, бутылку ацетона.

Браться за ремонт было страшновато — «а вдруг не получится» )) Но, — не Боги горшки обжигают!

Первым делом с транца снято (отвинчено, отодрано) все, что было привинчено и прибито — накладки, бруски, таблички. Осталась только фанера и ПВХ ткань. Приклеенное снаружи дно местами уже отклеилось, и во время плавания лодки, внутрь беспрепятственно поступала вода.

Во время отклеивания старого транца выяснилось, что фанера сильно пропиталась водой, поэтому приклеенная ПВХ ткань от нее отдиралась довольно легко, хотя и с усилием, но не требуя нагрева феном. Ткань отходила немного «с мясом», поэтому потом потребовалось шкуркой отчистить слой клея с вкраплениями волокон дерева.

Толщина транца на моей лодке — 18 мм., но прежде чем покупать фанеру для своей лодки, обязательно измерьте этот параметр.

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками

Транец является полноценным креплением для мотора лодки ПВХ, конечно, если сделать его самостоятельно он может быть неустойчивым и хлипким, хотя тут все зависит от того, как был сделан транец.

При изготовлении данного приспособления для крепления мотора следует соблюдать все рекомендации и учитывать технические характеристики лодки из ПВХ и самого мотора, который будет крепиться к ней при помощи транца.

Транец и мотор

Стоит обязательно учитывать, что такое приспособление  как транец для надувной лодки, не подходит для закрепления двигателя, имеющего большую мощность. Д

вигатель, устанавливаемый на лодку ПВХ, не должен иметь более трех с половиной лошадиных сил, которые предоставляют возможность лодке развивать скорость около десяти километров в час.  Дело в том, что лодка и сам транец имеет ограничение по весу мотора.

При приобретении мотора, лодки из поливинилхлорида и транца, необходимо тщательно изучить технические характеристики.

Дело в том, что лодка имеет ограничение по весу, а транец, имеющий усиленную конструкцию, имеет достаточно большой вес, который увеличивает нагрузку на крепления, а соответственно и на относительно тонкую из поливинилхлорида.

Такой транец способен удерживать мощный двигатель до трех с половиной лошадиных сил, однако его можно одевать только на большую надувную лодку.

К тому же, мощность мотора оказывает давление на пластину транца и корму лодки: чем больше мощность, тем больше давление.

Конструкция

Конструкция такого приспособления, как навесной транец для лодки ПВХ, предельно проста и включает в себя:

  • Пластину;
  • Крепежная дуга;
  • Рымы, который иногда называются бубышки.

Пластина может иметь квадратную или прямоугольную форму  и изготовлена из фанеры. Крепежная дуга представляет собой скобу, которая одевается на пластину, после чего ее концы закрепляются на лодке при помощи рымов.

Рымы или бубышки представляют собой скобы, концы которых переходят в плоское основание.

Материалы для изготовления

В качестве материала для пластины используется устойчивая к воздействию влаги фанера.

Данный материал достаточно тонкий и легкий, а также имеет гладкое покрытие, которое и защищает пластину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Скобы в большинстве случаев изготавливаются из металла, в частности из проката, согнутого определенным образом.

Лучше всего, если это нержавеющая сталь или сталь, имеющая защитное покрытие.

Сталь является достаточно прочным материалом, чтобы скоба не деформировалась под воздействием нагрузки, оказываемой при работе мотора лодки.

А устойчивость к агрессивной среде, которой обладает нержавеющая сталь или покрытие,  защищает металл от воздействия коррозии.

Для изготовления рымов, в большинстве случаев, используется пластик, поскольку  это легкий материал, устойчивый к воздействию окружающей среды, в частности к влаге. К тому же пластик можно легко закрепить на пленке из поливинилхлорида при помощи клея.

Изготовление

Для того, чтобы изготовить транец для надувной лодки ПВХ, понадобится чертеж. Не стоит выбирать приспособление для закрепления мотора самой сложной конструкции.

Для самостоятельного изготовления лучше всего взять транец простой конструкции, особенно если планируется закреплять при помощи данного приспособления мотор относительно небольшой мощности.

Крепежные дуги изготавливаются из металлического проката. Нужно взять металлический пруток небольшого, примерно десять-пятнадцать миллиметров, диаметра и согнуть его определенным образом. Согнуть пруток можно при помощи специальной машины или при помощи верстака и молотка.

Рамы можно приобрести отдельно.

Вся конструкция собирается непосредственно перед установкой на надувную лодку.

Как сделать транец навесной для лодки ПВХ?

Для формирования навесного элемента необходимо воспользоваться следующими материалами:

  • Надежная пластина, размер которой составляет 18-24 миллиметра.
  • Основание в виде металлического участка.
  • Щеколда в количестве 2 штук.
  • Крепеж в количестве 4 штук.
  • Бензин.
  • Практичное клеящее вещество на пластичной основе.

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками

После приобретения всех необходимых компонентов, стоит приступать к изготовлению конструкции:

  1. Привести лодку в рабочее состояние.
  2. Выбрать участок для фиксации защелки для весел.
  3. Пометить место водостойким карандашом.
  4. Спустить судно.
  5. Зачистить наждачной бумагой отмеченные участки от грязи.
  6. Обработать обезжиривающим средством (растворителем или бензином).
  7. Нанести клеящее вещество на подготовленный участок, используя кисть.
  8. Подождать 10-15 минут.
  9. Повторить процедуру.
  10. Подождать 5-7 минут.
  11. Установить защелку.
  12. Придавить место прихвата клея тяжелым предметом.

После того как все этапы будут выполнены, необходимо оставить конструкцию на сутки для полного высыхания.

Высота транца лодки

Стандартная высота дейдвуда составляет 381 мм, однако даже в моторах одной компании-производителя она может отличаться на 20-25 мм. Благодаря оптимальному положению мотора можно увеличить скорость лодки и уменьшить брызги за кормой.

Если вы устанавливаете двигатель, а антикавитационная плита оказывается ниже рекомендуемых границ, можно ослабить шурупы и установить нужную высоту транца, а затем осуществить тестовые заезды, предварительно уже закрепив пластину.

При необходимости замены подвесного мотора можно настраивать транец под особенности нового двигателя, а именно под длину его дейдвуда. Ненужные отверстия для шурупов можно в последствие замазать герметиком, а затем подобрать нужную высоту навески мотора, закрепив пластину в нужном положении.

Если высота выбрана правильно, вы сможете добиться путём таких процедур повышения скорости лодки. Вместе с этим уменьшиться и расход топлива, а также брызгообразования.

Навесной транец своими руками

Навесной транец ПВХ можно с легкостью применять не только для моторов, где основное топливо – это бензин, а и для разнообразных водостойких лодочных электромоторов.

Материалы и инструменты

Выбирая крепления к данному приспособлению, важно обращать внимание, что одни можно посадить на дерево, а другие – только на алюминий или дюраль. Поэтому, чтобы получилось такое устройство, понадобятся следующие материалы:

Поэтому, чтобы получилось такое устройство, понадобятся следующие материалы:

  • любая жесткая пластина. Лучше, если она будет правильной прямоугольной формы;
  • рама и дуги, сделанные из нержавеющих видов металла;
  • крепления в виде латки с небольшими трубчатыми деталями для вставки транса на лодку;
  • несколько шурупов и болтов с гайками и шайбами;
  • клей. Подбирается под материал для каждого конкретного случая.

Инструменты:

  • фен для прогрева ПВХ материала;
  • подходящие ключи для болтов и шурупов;
  • болгарка, если размеры рамы не были заранее подготовлены;
  • чертёж каркаса;
  • дрель для просверливания мест сборки каркаса.

Заранее подготовленный чертеж каркаса значительно сократит процесс изготовления и сборки будущей конструкции.

Процесс изготовления

Все детали собираются, четко следуя чертежу. Пошаговый процесс изготовления выглядит следующим образом:

  1. Для начала формируется сам каркас. Как правило, его габариты составляют 30 на 40 см. Использовать можно даже старый школьный стул. Если такой возможности нет, тогда его лучше собрать из трубчатого материала (алюминия, дюрали, нержавеющей стали). Чем легче будет материал, тем лучше;
  2. Полученная плоскость режется и заготавливается точно под раму;
  3. Далее просверливаются отверстия для крепления болтов, плоскости к раме;
  4. На влагостойкую доску устанавливаются крепления мотора;
  5. Надувается лодка до полного рабочего режима;
  6. Места, где будут клеиться латки с трубчатыми креплениями, протираются спиртом;
  7. Затем эти же участки хорошо прогреваются феном;
  8. Наносится первый слой клея;
  9. Через 5 минут наносится второй слой клея, прежде чем засохнет первый;
  10. Уже на второй слой клея наносится латка крепления (адаптер);
  11. Адаптер тщательно прогревается феном и сглаживается круглым предметом. Все крепления для лодки готовы. Они должны быть в четырех местах сверху и снизу для более крепкого упора конструкции.

После всех закрепленных и собранных воедино деталей можно приступать к установке.

Изготовление

Производство самодельного транца начинается с сопоставления размеров и весовых показателей мотора и посадочной площадки будущего крепления. Также нужно правильно рассчитать оптимальную конфигурацию посадочной площадки в зависимости от конструкции креплений двигателя. После сверки и подгонки подготавливаются чертежи изделия. На них должны быть указаны форма и размеры посадочной площадки, её конструктивные характеристики, определяемые видом креплений мотора. На чертежной схеме должны быть отражены форма и размеры металлической рамы транца, точки её креплений к посадочной площадке и корпусу лодки.

Установка транца на резиновую лодку

Монтаж транца на надувную лодку, изготовленную из поливинилхлоридной пленки, осуществляется следующим образом:

  • Сначала необходимо надуть лодку, чтобы закрепить рымы. Дело в том, что данный элемент конструкции транца крепиться к поверхности лодки при помощи клея. Нужно намазать основание клейким составом, потом приложить бубышку к поверхности лодки. Далее процедура повторяется для других рымов. Стоит соблюдать расстояние между данным элементами, исходя из размеров крепежной дуги и пластины. После полного высыхания клея лодку нужно сдуть.
  • Нужно соединить крепежную дугу и пластину.
  • Лодку нужно наполовину надуть и поместить концы крепежной дуги, согнутые определенным образом, в рымы. После этого лодка надувается полностью. Таким образом вся конструкция надежно закрепляется на надувной лодке ПВХ.

Высота транца

Высота транца, то есть размер пластины, определяется высотой лодки в надутом состоянии. Транец для лодки ПВХ должен быть равен этому значению или же быть чуть меньше или больше, главное чтобы мотор можно было удобно закрепить.

Усиление навесного транца

Стандартный транец включает в себя две скобы и четыре рымы, однако если необходимо сделать усиленное крепление для мотора надувной лодки, то можно взять больше скоб, соответственно понадобится и больше рымов.

Однако, как уже было сказано выше, не стоит усердствовать в этом, поскольку в этом случае транец будет иметь большой вес, а значит будет оказывать повышенную нагрузку на материал лодки.

На самом деле конструкция транца не отличается особой сложностью, поэтому её можно изготовить и самостоятельно. Для этого понадобятся фанера, металлический каркас, несколько креплений и защёлок, которые можно легко найти и заказать в интернете. Для замены штатного крепления транца подойдут крепления леера. Защёлки для вёсел найти также не проблема.

Для начала приклеиваем защёлки для весел. Надуваем лодку и подбираем наиболее подходящее место для защёлок. Располагаться они должны таким образом, чтобы пристёгнутые весла не помешали нормальной работе мотора.

Кроме того, стоит позаботиться и о том, чтобы в будущем вы могли легко отстёгивать весла и без каких-либо неудобств продолжать движение уже с их помощью. После выбора лучшего места для защёлок отмечаем его ручкой или маркером.

Далее сдуваем лодку, находим отмеченное место и расправляем его на ровной поверхности. Очищаем место предстоящей склейки от загрязнений и обезжириваем его растворителем. Берём высококачественный клей (лучше использовать тот, который находится в ремонтном комплекте судна) и аккуратно наносим тонкий слой на поверхности, которые будем склеивать; используем для этого обычную кисточку.

После того, как клей немного подсохнет (примерно через 10-15 минут) повторяем ту же процедуру и оставляем клей подсыхать ещё на 5 минут. Далее начинаем уже саму склейку. Для этого накладываем смазанные поверхности друг на друга так, чтобы в промежутке не оставалось ни малейшего пузырька воздуха. Прижав поверхности тяжёлым предметом, оставляем их где-то на сутки. Аналогичные процедуры проводим и с другим бортом судна.

Для создания металлического каркаса понадобится сварка. За образец для каркаса можно взять заводской транец, по желанию внести свои изменения в размер. Когда каркас будет готов, можно приступить к закреплению креплений для транца. Крепления устанавливаются так же, как и защёлки: сначала отмечаем ручкой нужные места, клеим и ждём примерно сутки.

После того, как верхние и нижние крепления будут приклеены, можно приступить и к изготовлению деревянного элемента из фанеры. Толщина фанеры подбирается индивидуально с учётом особенностей каркаса и используемого мотора. Вырезаем фрагмент нужных пропорций, обрабатываем его края напильником, обрабатываем саму поверхность и красим.

Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором

Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.

Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.

Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.

Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.

По скольку на этом ресурсе темы по тюнингу лодок ПВХ не настолько популярны, то решил написать этот блог для тех кто ищет информацию о том как изготовить и установить навесной транец на лодку.

Покупая надувную лодку, рыболовы часто не задумываются о том, что рано или поздно встанет вопрос об установке лодочного мотора будь то электрического или бензинового. По этому, встречая просьбы дать совет по выбору лодки, всегда советую задуматься о покупке именно надувной лодки, приспособленной под навесной мотор. Поверьте, что рано или поздно вопрос о моторе перед вами встанет, но решать его будет сложнее как и мне в своё время. Но у меня ситуация немного другая.

Покупая лодку BARK В-260 планировал её возить на местный водоём на мотоцикле Минск .

Большая и тяжёлая надувная лодка для рыбалки мне была бы в тягость. Такая модель лодки не плохо себя показала и на Днепровских просторах но там встал вопрос о применении мотора вот по этому и решил я свою лодку BARK В-260 снабдить транцем для крепления подвесного лодочного мотора. Много перечитал тем на рыболовных ресурсах по тюнингу лодок ПВХ, но так и не найдя решения своей проблемы решил самостоятельно изготовить свой транец.

Изначально купил навесной транец от BARK и вклеил крепление на лодку

Но самая большая проблема подгиба баллона или, как ещё говорят, скручивания при старте. Я решил её, изготовив крепление за сиденье. Доску к которой крепление транца присоединялось поменял на большую для более надёжной фиксации.

Такой же навесной транец сделали и товарищу и на первых испытаниях под мотором Parsun T3.6 BMS он лопнул. Пришлось усилить его а именно изготовили стальную раму

И, разобрал транец.

Собрали его уже на металлическом каркасе. Испытания показали что транец очень удачно получился и с задачами возлагающимися на него, а, именно предотвращения подворачивания баллона, справился на отлично.

Думаю что тем кому нужно решить такую же проблему с навесным транцем чем то помог.

Испытания показали что транец прекрасно справился с возлагающимися на него надеждами. Но всё же кое какие доработки сделал а именно обрезал в верхней части немного и одну дощечку убрал для того что бы мотор опустить .Сделал всё как в инструкции по регулировке мотора по отношению к лодке и сего дня (28.04.13) снова испытывал .Всё чего хотел достичь получилось на отлично. Доволен работой мотора + лодка .Кое что наклеил на лодку и пол смастырил .Пол получился абалденный,сам не ожидал . Румпель ещё немного удлинил и испытания показали что не зря. Поработаю над тем что бы брызги не попадали в лодку при движении против волны и в принципе пока на этом и остановлюсь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий