Лодочный мотор «Вихрь»: технические характеристики и отзывы

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример: Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин. Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин. Показания тахометра = 4800 об./мин. Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

https://youtube.com/watch?v=wyfYyoDP2aU

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт. Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Недостатки

Серийность крупносерийное Тип двигателя Двухтактный карбюраторный Мощность двигателя 30 Часовой расход топлива 11,5 л ч на максимальных оборотах ; Муфта сцепления кулачковая, встроенная в редуктор Редуктор конический, реверсивный; Управление дистанционное, румпель; Топливный бак отдельный, 22 л; Гребные винты штатный шаг 300мм , скоростной шаг 282 мм , скоростной для спарки шаг 320 мм , грузовой шаг 240 мм ; Система запуска ручной стартер; Масса 45,8. доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов в 1980-х годах , а позже различные фирмы в России и Китае.

«Вихрь»

Лодочные моторы семейства «Вихрь» — это настоящий парадокс отечественного малого флота. С одной стороны, это самые массовые в стране моторы. В лучшие годы ежегодно выпускалось до 150000 «Вихрей» трёх марок двумя заводами, и всё это количество в магазинах не залёживалось. С другой стороны, «Вихри» — это моторы самой устаревшей конструкции, множество неудачных конструктивных решений в «одном флаконе», позор Российской промышленности. Именно благодаря низким потребительским качествам «Вихрей» у нынешнего поколения водномоторников сложилось отрицательное отношение к отечественным подвесным моторам. Однако обо всём по порядку. В начале 60-х на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе тоже задумались о том, как заменить «Стрелу» более совершенным мотором. Причём мотором большей мощности, чем у наиболее распространённой тогда «Москвы». Было принято решение скопировать мотор какой-нибудь зарубежной фирмы. Но в отличие от московских коллег, скопировавших удачный «Джонсон», куйбышевцы положили глаз на весьма неудачный западногерманский 20-сильный «Кёниг». Вполне возможно, что этот мотор был ещё довоенной разработки, и в нашу страну попали трофейные экземпляры, с которых и ваяли «Вихрь» куйбышевцы. По крайней мере, в 1965г., когда пошли в серию первые «Вихри», фирма «Кёниг» объявила о снятии устаревших «двадцаток» с производства… Итак, в 1965г. первые «Вихри» появились в магазинах.

Развивали они поначалу даже не 20, а всего 17л.с., тем не менее были встречены на ура. Ещё бы, несмотря на все недостатки «Вихрь» позволял выводить на глиссирование «Казанку» с семейным экипажем на борту! А любители высоких скоростей получили возможность, установив два «Вихря», выводить на глиссирование гораздо более крупные мореходные суда. Вскоре удалось довести мощность «Вихря» до проектной величины 20 л.с. Несколько лет «Вихрь» оставался самым мощным отечественным подвесным мотором. Выпуск его неуклонно наращивался. Успеху «Вихря» в немалой степени способствовала организация производства в том же городе Куйбышеве (ныне Самара), на авиазаводе, мотолодок «Прогресс». Прогресс был гораздо более вместительным и комфортабельным, нежели широко распространённая тогда «Казанка», за что и приобрёл репутацию «семейного» судна. Сочетание «Прогресс»+»Вихрь» стало наиболее распространённым в СССР на многие годы. Так как транец «Прогресса» был рассчитан на установку только одного мотора, единственным подходящим для этой наиболее популярной лодки мотором был «Вихрь». Действительно, под «Ветерком-8″(«-12») или «Москвой» «Прогресс» не глиссировал, а переделать транец под два мотора мог далеко не каждый любитель. Так и произошло внедрение в общественное сознание мысли об исключительности «Вихря». Дальше пошла цепная реакция: начинающий водномоторник, не способный самостоятельно разобраться в тонкостях конструкции моторов, при выборе техники ориентировался на мнение соседа, а у соседа был «Вихрь»… Так «Вихрь», устаревший ещё до рождения, и завоевал тогдашний рынок подвесных лодочных моторов.

Технические характеристики мотора «ВИХРЬ»

Мощность (л.с.)20
Тактностьдвухтактный
Рабочий объём (куб. см)422
Количество цилиндров2
Максимальное число оборотов в минуту5000±200
Диаметр/ход поршня (мм)67 х 60
СмазкаПредварительным смешением
Емкость топливного бака22 л., выносной
Система управлениярумпель или дистанционное
Тип запускаручной стартер
Вес (кг)45 кг
Производитель:СССР
Расход топлива при макс. мощности9 кг/час
Диаметр гребного винта240 мм

Технические характеристики мотора «ВИХРЬ-25Р»

Мощность (л.с.)25
Тактностьдвухтактный
Рабочий объём (куб. см)422
Количество цилиндров2
Максимальное число оборотов в минуту5000
Диаметр/ход поршня (мм)67 х 60
СмазкаПредварительным смешением
Емкость топливного бака22 л., выносной
Система управлениярумпель или дистанционное
Тип запускаручной или эл. стартер
Вес (кг)45 кг
Производитель:Россия

Технические характеристики мотора «ВИХРЬ-30»

Мощность (л.с.)30
Тактностьдвухтактный
Рабочий объём (куб. см)488
Количество цилиндров2
Максимальное число оборотов в минуту5000
Диаметр/ход поршня (мм)72 х 60
СмазкаПредварительным смешением
Емкость топливного бака22 л., выносной
Система управлениярумпель или дистанционное
Тип запускаручной или эл. стартер
Вес (кг)49 кг
Производитель:Россия
< Предыдущая   Следующая >

Лодочный мотор Вихрь 25

Вихрь – марка лодочных моторов, выпускаемых предприятием «Моторостроитель» (бывшее Куйбышевское объединение), расположенным в Самаре. Данные агрегаты являются подвесными и предназначены для эксплуатации вместе с судами хозяйственного и туристского назначения массой не более 130 кг.

Вихрь 25 был одной из наиболее востребованных модификаций моторов, выпускаемых на «Моторостроителе». Однако в настоящее время данные агрегаты сняты с производства.

Мотор построен по классической для этого сегмента схеме. Узлы в нем располагаются вертикально. Продувка у двигателя дефлекторная. В версиях с индексом «М» она двухканальная и петлевая. Впуск свежей смеси осуществляется через специальное золотниковое устройство, снабженное дисковыми текстолитовыми золотниками. Все агрегаты бренда «Вихрь» созданы по аналогичной конструктивной схеме. Главным отличием 25-сильной модели является уменьшенный диаметр цилиндров, что сказывается на конструкции поршней, глушителя, блоков цилиндра и точек крепления. Зажигание смеси выполняется от маховичного магнето.

Дейдвудная труба (промежуточный корпус) связывает редуктор и двигатель. На транце судна лодочный мотор закрепляется посредством струбцины и подвески, снабженной упругими элементами. Редуктор агрегата Вихрь 25 одноступенчатый и конический. Задний и передний ход обеспечивается за счет реверсивного привода гребного винта. Также мотор может работать вхолостую.

Вихрь 25 оснащается трехлопастным гребным винтом. Передача вращения к винту от выходного вала осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы считаются наиболее слабым звеном в цепи. В случае удара винта о препятствие или посторонний предмет шпонка срезается, что защищает от поломки главные элементы мотора. Однако для дальнейшего движения шпонку придется заменить.

Управление двигателем происходит дистанционно или посредством румпеля. Мотор снабжен местом подключения дистанционного управления. Сам двигатель закрывается кожухом, предохраняющем его элементы от грязи и посторонних предметов.

Также в состав агрегата входит генератор переменного тока на 12 В, посредством которого осуществляется заряд аккумуляторов и питание ходовых огней.

Модель можно эксплуатировать в водоемах с глубиной не менее 0,8 м. Большая мощность позволяет двигателю буксировать водного лыжника или двигаться на значительной скорости. Подводная часть агрегата Вихрь 25 сделана из коррозийностойких материалов, потому использовать его можно и в соленой воде.

Задний и передний ход лодки обеспечивается за счет реверсивного привода винта. Использовать мотор без погружения в воду запрещается.

Комплектация двигателя Вихрь 25:

  • канистра или бак для топлива со шлангом;
  • аккумулятор 6СТ-45;
  • руководство по эксплуатации;
  • пульт ДУ.

Поддон

  • 1 — 3.125-005, поддон (3.125-701 — поддон в сборе с ручками и блок 2 с шайбами ​​и гайками 3-5);
  • 6 — 3301А-4, гайка (5);
  • 7-40 КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (5);
  • 8 — 2,000-813, шайба (5);
  • 9 — 2.125-005, буфер (1);
  • 10-2100-044, прокладка (1);
  • 11 — 2.138-001, втулка (1);
  • 12 — 4.125-011, круг (1);
  • 13 — 3.100-045 / 2, прокладка (1);
  • 14 — 4.125-013, заклепка (9);
  • 15-2,000-808, шайба (18);
  • 16 — 2.138-002, втулка (1);
  • 17 — 2,000-201, кольцо уплотнительное (2);
  • 18 — 2.100-030, шайба регулировочная (4-я ступень) (комплект.);
  • 19 — 3.100-065, скоба (1);
  • 20 — 3041А-4-14, болт (1);
  • 21 — 465Г05 ГОСТ 6402-70, шайба (1);
  • 22 — 2.126-000, управление воздушной заслонкой (1); 2.126-004, сектор (1); 2,134-000, ось в сборе (1); 3521А-3-18, заклепка (1);
  • 23 — 2.100-006, тяга (1);
  • 24 — 3315А-8, гайка (4);
  • 25 — 3041А4-18-6, шайба (4);
  • 26-2000-802, шайба (4);
  • 27 — 4.125-022, ручка задняя (1):
  • 28 — 2.000-620, болт рукоятки (4);
  • 29 — 80КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (4);
  • 30-2125-026, шестерня (1);
  • 31 — 2.000-300, шпилька;
  • 32 — 2Х16-001 ГОСТ 397-79 шплинт шплинт (4);
  • 33 — 2.126-003, замок (1);
  • 34 — 3041А-5-20-16, болт (2);
  • 35 — 2,000-821, шайба (2);
  • 33 — 2.125-020, полоса (1);
  • 37 — 3041А4-14, болт (1);
  • 38 — 2.125-007, арест (1);
  • 39 — 4.129-000, замок полный (2);
  • 40 — 3177А4-14, винт (4);
  • 42 — 3041А3-12, винт (4);
  • 43 — зажим в сборе 2.165-700 (1), 2.165-004, пластина (1), 2.165-003, пружина (1), БУ5.556Р ГОСТ 3722-60, шарик (1);
  • 44 — 2,000-806, шайба (1);
  • 45 — 665Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (1);
  • 46-5.20 ОСТ 131139-80, болт (1);
  • 47 — 2,000-814, шайба (2);
  • 48 — 2.125-008, ось (2);
  • 49 — 565Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (2);
  • 50 — 3315А-5, гайка (2);
  • 51 — 2.000-630, винт (2);
  • 52 — 3177А5-12, винт (2);
  • 53 — 4.125-012, пружина (1); — 2.118-000, руль направления (1);
  • 54 — 2,000-818, шайба (1 компл.);
  • 55 — 2118-004, шестерня (1);
  • 56 — 2,125-013; кольцо (2);
  • 57 — 2.118-003, ролик (1);
  • 58 — 2.118-001, руль направления (1);
  • 59 — 2.000-801, стиральная машина (1)
  • 60 — 2.146-000, ручка в сборе (1);
  • 61 — 2.118-005, пружина (1);
  • 62 — 2.118-006-01, колпачок (1);
  • 63 — 2.128-000, ручка в сборе (1);
  • 64 — 4.125-003, тяга (1);
  • 65 — 4.125-021, ручка передняя (1);
  • 66 — 4.123-001, штуцер (1).

ЛОДОЧНЫЙ МОТОР «ВИХРЬ-30». Технические данные.

2.1. Основные характеристики и устройство мотора2.1.1. Технические данныеТип двигателя: Двухтактный карбюраторныйЧисло цилиндров: Два, расположенных один над другимДиаметр цилиндра: 72ммХод поршня: 60ммРабочий объем: 488 куб. смСтепень сжатия: 8,5 (геометрическая)Максимальная мощность: 30 л.с. Частота вращения коленвала при максимальной мощности: 5000 об/минЧасовой расход топлива при максимальной мощности: 11 кг/часЕмкость топливного бака: 22 лМасса сухая (без топливной смеси в системе питания, смазки в реверс-редукторе, топливного бака со шлангом, инструмента, запасных частей): 49 кгТип зажигания: Маховичное магнето с выносными высоковольтными трансформаторами (электронное бесконтактное магдино МБ-2)Тип свечей: СИ-12РТНормальный зазор в прерывателях: 0,3-0,4 ммСистема энергоснабжения: 30/12 мощность,Опережение зажигания: 30/5,02 (до ВМТ), град/ммТопливо: Автомобильные бензины А-72, А-76, ГОСТ 2084-77 Смазка двигателя: Маслом в топливной смеси реверсредуктора. Транс.масло ТАП-5В или ТАД-17ИПередаточное отношение реверсредуктора 14:24Диаметр винта: 240 мм*Шаг винта: 300 ммПусковое устройство: Ручной стартер с самоубирающимся шнуром или электростартер СТ-369

В скобках указаны данные для моделей с индексом «электрон » * С1985 г. кроме основного гребного винта выпускается грузовой винт 240×282 мм.

Для более полного представления о технических особенностях мотора следует упомянуть ряд дополнительных параметров, которые в руководствах по эксплуатации обычно не приводятся. Так, удельная масса составляет 2,06 (1.52) кг/кВт (кг/л.с); удельная мощность — 45,3 (61,5) кВт/л (л.с/л); удельный расход горючего 476 (350) г/кВт (г/л.с). Внешняя характеристика является собственной характеристикой двигателя, независящей от типа лодки, на которой установлен подвесной мотор, и параметров гребного винта. Для иллюстрации различий ПМ «Вихрь-30» и предыдущей модели «Вихрь-25» на Рис.2 приведены внешние характеристики этих моторов — зависимости эффективной мощности Ne, крутящего момента на коленчатом валу Мкр и удельного расхода топлива g от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора. Изменение мощности двигателя по внешней характеристике происходит в результате изменения нагрузки, т.е. крутящего момента.

Источник

Двухтактные моторы «Парус»

Оптимальное соотношение характеристик, веса и эксплуатационных возможностей, являются основными факторами популярности данной марки на отечественном рынке.

Характеристики самых ходовых моделей представлены ниже.

«Парус Т2 S»

Представленный лодочный двигатель обладает следующими характеристиками:

  • мощность – 2 л. с;
  • объем – 50 куб. см;
  • вместимость бака – 1,2 л;
  • запуск – ручной с румпелем;
  • масса – 9,8 кг.;

«Парус Т-3,5»

Характеристики:

  • объем топливного резервуара – 0, 9л;
  • мощность – 3,5 л. с;
  • масса – 10 кг;
  • система питания – одноцилиндровая карбюраторная;
  • запуск – ручной с румпелем;

«Парус Т-60»

Характеристики:

  • бак для топлива – 24 литра, выносного типа;
  • вес – 104 кг;
  • запуск – ручной, румпель;
  • охлаждение – водяное;
  • количество цилиндров – 3 шт;

«Парус Т-5»

Характеристики:

  • объем – 102 куб. см;
  • емкость бака – 3,1 л;
  • масса – 21 кг;
  • тип запуска – ручной с румпелем;
  • мощность – 5 сил лошадиных.

Положительные черты представленных моделей заключаются в том, что они просты в эксплуатации и обслуживании. Их легко монтировать и транспортировать. Также, ассортимент лодочных двигателей этой марки, позволяет подобрать мотор легкого либо среднего класса, в зависимости от плавающего средства.

Параметри приладу “Вихор-25Р”

Частота обертання колінчастого вала максимум доходить до 4500 оборотів в хвилину. Двигун в човновий мотор “Вихор-25” встановлено карбюраторного типу. Оснащена дана модифікація спеціальної повітряно-петлевий продувкою. Система охолодження виробником передбачена водяного типу. Робочий об’єм човновий мотор “Вихор-25” має 421 куб. см.

Суха маса представленого пристрою дорівнює 45 кг. Паливний бак в даному випадку встановлено ємністю 22 літри. Запалювання у представленої моделі використовується Маховиковим типу, а свічки застосовуються серії “СІ 12”. Діаметр каналу продувки дорівнює 120 мм. Шатун в даному випадку використовується один. Кривошипна камера у представленої моделі розташовується в нижній частині. Відділ спалювання знаходиться над каналом продувки. Навігаційна плита в представленому човнової моторі є. Вихлопної канал у пристрої виробником передбачений діаметром 130 мм. Камера вертикального вала знаходиться над дейдвудом. Карбюратор встановлений зі спеціальним захисним кожухом.

Принцип действия мотора Вихрь 30

Являясь аналогом достаточно неудачного немецкого «Кёнинга», и пересобранная советскими умельцами, модель стала самым массовым двигателем, выпускающемся на территории страны. Такая популярность была обусловлена высокой на то время производительностью и универсальной для большей части суден пригодностью (рисунок 1).

Особые любители скоростного водного спорта устанавливали на лодку сразу два движка, достигая наиболее высокой для лодочного транспорта того времени отметки.

Рисунок 1. Внешние особенности двигателя

Технические характеристики Вихрь 30 сильно изменились за полстолетия, и мы расскажем о наиболее свежих моделях, датируемых 2000-2010 годами. Общие характеристики модели, впрочем, не поменялись.

Основные элементы

Устройство лодочного мотора Вихрь 30 идентично большинству движков данного класса ‒ двухтактовых карбюраторных. Движок не рекомендуется устанавливать на резиновые надувные плавсредства, ‒ они не предназначены для моторов-«тяжеловесов». Минимальный вес лодки, на которую он может быть установлен, составляет не менее полтора центнера. Отвечая на популярный пользовательский вопрос, сколько весит Вихрь 30, можно отметить, что эта отметка не превышает 50 килограмм (рисунок 2).

Количество лопастей винта ‒ 3. Для защиты от подводных препятствий вращение передается от редуктора через демпфер и шпонку срезного типа. Столкнувшись с преградой, шпонка срезается и срабатывает система предохранения двигателя. Чтобы снова запустить мотор, следует заменить деталь, что осуществляется достаточно быстро и не требует участия мастера. Предусмотрен передний, задний и холостой ход.

Рисунок 2. Основные конструктивные элементы мотора

Глубина, с которой можно начинать комфортное передвижение, составит 80 см. Мелководье затруднит передвижение, поскольку лопасти станут цепляться о дно и столкнутся с препятствиями в виде камней, веток деревьев или плотных водорослей, которые легко наматываются на винт и затрудняют ход.

Предельные обороты винта достигают отметки 8500-9000 в течение полуминуты. Однако при таких скоростях конструкция перегревается и падает ресурс движка. Поэтому количество желательных оборотов составляет 5000.

Мотор оснащается генератором переменного напряжения 12 В и мощностью 30 Вт. Исходя из заводского описания Вихря 30, генератор используется для напитки ходовых огней катера и заряда батарей.

Отдельная система охлаждения в конструкции отсутствует, для остужения мотора используется принудительный способ ‒ охлаждение корпуса проточной водой во время непосредственной работы. Чтобы охлаждение осуществлялось, конструкция предусматривает наличие водной помпы.

Характеристики

Крепеж двигателя осуществляется с помощью струбцины и упругих крепежных элементов. Для закрепления используется транец лодки или катера, находящийся сзади конструкции. Высота транца лодочного мотора Вихрь 30 не должна превышать 40,5 см.

Масса мотора Вихрь 30 составляет от 45,8 до 49 килограммов. Учитывайте, что при покупке уже ранее эксплуатируемого и подвергнутого починке не заводскими комплектующими движка, вес может быть меньше или больше заводских параметров. Это может сказаться на дальнейшей работе и технических характеристиках устройства.

Двигатель

Модель имеет двухтактный карбюраторный движок на двух цилиндрах. Подвесной мотор Вихрь 30 оснащен защитным кожухом, предотвращающим механическое, водное и любое воздействие извне конструкции. По умолчанию осуществляется продувка трехканальная возвратно-петлевого типа. Свежая смесь поступает в картер через золотник с шайбами из текстолита. По схеме Вихрь 30 имеет настроенный выхлоп. Иными словами, модель имеет глушитель лишнего шума (рисунок 3).

Рисунок 3. Двигатель устройства рассчитан на длительные перемещения

Объем двигателя Вихрь 30 равен 488 кубам. Запустить устройство можно, использовав ручной самоубирающийся стартер или аварийный тросовый. В некоторых современных моделях, обозначенных приставкой «электрон» в названии, предусмотрен стартер автоматического типа. Следуя схеме, зажигание Вихрь 30 в электронных моделях осуществляется с помощью бесконтактного маховичного магнето (генератора постоянного тока, отвечающего за процесс создания искры) типа МБ-2. В ручных моделях зажигание производится с помощью прерывательного механизма, основанного на соединении подвижного и статичного контакта.

Отличающийся доступной стоимостью и способными удовлетворить опытного пользователя характеристиками, мотор Вихрь 30 не теряет популярности среди любителей водных прогулок. Способный служить десятилетиями при должном уходе, движок продолжает оправдывать свою репутацию.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Общий вид

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции. Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую. Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Фиг. 2. Габаритные размеры и места подключения дистанционного управления моторов:1- ось привода дроссельной заслонки карбюратора. Подключение управления газом;2- прилив для крепления упора боуденовской оболочки троса газа;3- отверстие в ручке крепления скобы тросов рулевого управления у управления реверсом.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя. В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу. При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах. Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

https://youtube.com/watch?v=z2sqBS6ixN4

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.

Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.

Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.

Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

Преимущества

  • Проверенная двухцилиндровая конструкция, адаптированная под 92-й бензин и недорогое моторное масло. Простое обслуживание, низкая стоимость владения и дешевые комплектующие. За счет этого мотор хорошо адаптирован к неблагоприятным российским погодным условиям.
  • Наличие ручного стартера и улучшенного электронного зажигания способствует быстрому запуску и уверенному старту с места.
  • Система смазки с предварительным смешиванием бензина и масла, как у большинства современных двухтактных моделей.
  • Бензобак объемом 22 литра обеспечивает хороший запас хода для мелководья и более отдаленных от берега мест.
  • Простая двухцилиндровая конструкция, высокая антикоррозионная устойчивость и эффективная водяная система охлаждения.
  • В базовое оснащение входит гребной трехлопастной винт, свечи зажигания, инструменты, выносной бензобак и страховочный трос.
  • Румпельное управление с ручкой газа и трехступенчатым переключением передач.
  • Компактные габариты и небольшой вес, удобство в транспортировке и в процессе установки.

Технические характеристики

Данный вид мотора изготавливается с 1966 года на Куйбышевском моторостроительном заводе в Самаре. Сейчас завод называется ОАО «Моторостроитель», который продолжает выпуск подвесных лодочных моторов. Серийно на нем под маркой «Вихрь» выпускаются моторы:

  1. «Вихрь-30Э».
  2. «Вихрь-30Р».
  3. «Вихрь-32».

По сравнению с зарубежными аналогами он имеет свои преимущества и недостатки, некоторые из них необходимо рассмотреть более детально. Выпуск модели мотора «Вихрь 30» начался в 70-х годах прошлого столетия. В комплект к основному мотору идет:

  • канистра со шлангом;
  • аккумулятор «6СТ»;
  • руководство по эксплуатации.

При соблюдении правил, прописанных в технических документах, надлежащей обкатке, своевременном техосмотре, грамотной эксплуатации, моторы класса «Вихрь» любой модификации имеют ресурс 500 часов работы. На сегодняшний день лодочный агрегат имеет такие технические характеристики:

  • тип мотора: двух цилиндровый, двухтактный;
  • мощность 30 л.с.;
  • рабочий объём цилиндров: 848 куб.см.;
  • максимальное число оборотов в секунду: 5000;
  • масса 45 кг.;
  • емкость топливного бака 22 л.;
  • передачи — F-N-R;
  • система зажигания МБ-22;
  • запуск двигателя: ручной или электрический;
  • топливо: смесь бензина с маслом по соотношению 20:1;
  • марка топлива 76-92;
  • смазка: предварительным смешиванием.

Моторы донного класса выпускаются с ручным и электрическим запуском. Маркировка «Вихрь30Э» указывает на то, что этот двигатель комплектуется системой электронного запуска и имеет выпрямитель для зарядки аккумуляторной батареи.

Для стабильной и продолжительной работы аккумуляторной батареи при стационарном использовании на лодке или катере рекомендуется отключать плюсовую клемму даже при непродолжительных суточных стоянках. Не реже чем раз в месяц необходимо проводить технический осмотр батарей на:

  1. Плотность.
  2. Наличие электролита.
  3. Необходимость производить подзарядку.

Привод гребного винта

  • 1 — 4.205-000 сб., корпус редуктора в сборе; 4.205-001, корпус редуктора (1);
  • 2 — 2.202-019, штифт цилиндрический (2);
  • 3 — 202 ГОСТ 8338—57, подшипник (1); 4.215-000, сальник в сборе (2);
  • 4 — 4.216-700, сальник (1);
  • 5 — 2.112-001, пружина (1);
  • 6 — 2.202-006, пластина (1);
  • 7 — 2.214-000, крыльчатка (1);
  • 8 — 2.213-000, корпус водопомпы (1): 2.213-005, корпус (1); 2.213-003, стакан (1); 2.213-004, пластина (1);
  • 9 — 4 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (2);
  • 10 — 4-34 ОСТ 1.13139—80, болт (2);
  • 11 — 2.213-002, втулка (1);
  • 12 — 2.200-003, втулка резиновая (1);
  • 15 — 3315А5, гайка (1);
  • 16 — 5 кд ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (1);
  • 17 — 2.000-821, шайба (1);
  • 18 — 2.000-007, палец (1);
  • 19 — 2.000-009, втулка (1);
  • 20 — 2.000-008, болт (1);
  • 21 — 2.205-002, втулка (1):
  • 22 — 2.205-003, кольцо уплотнительное (2);
  • 23 — 2.000-802, шайба (3);
  • 24 — 8 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба (3);
  • 25 — 2.000-620, болт (3);
  • 26 — 2.202-018, втулка (1);
  • 27 — 4.202-021 01 . 07, Шайба (1);
  • 28 — 2.202-013, втулка (1); 2.109-000, подшипник (1);
  • 29 — 2.109-001, сепаратор игольчатого подшипника (1);
  • 30 — 2.109-002, ролик игольчатый (20);
  • 30 — 2.109-002, иголка (1);
  • 31 — 2.202-016, 01 . 07 — шайба регулировочная (16 ступеней) (2);
  • 32 — 8106 ГОСТ 6874—54, подшипник (1);
  • 33 — 4.211-700, шестерня коническая, переднего хода (1);
  • 34 — 2.202-028, муфта (1);
  • 35 — 2.202-007, вал (1);
  • 36 — 2.210-700, тяга реверса (1); 2.210-002, тяга (1); 2.221-000, рычаг (1); 3521А-4-13, заклепка (1);
  • 37 — 4.211-701, шестерня коническая заднего хода (1);
  • 38 — 2.212-000, стакан подшипника в сборе (1); 2.212-002, подшипник скольжения (1); 2.218-000, сальник в сборе (1);
  • 39 — 2.219-000, сальник (1);
  • 40 — 2.218-001, пружина сальника (1);
  • 41 — 2.212-001, втулка (1);
  • 42 — 2.212-003, кольцо уплотнительное (1);
  • 43 — 2;212-004 кольцо уплотнительное (1);
  • 44 — 4.202-020 вал-шестерня редуктора (1);
  • 45 — 7204 ГОСТ 333—74, подшипник (1);
  • 46 — 2.202-026 01 . 07, кольцо регулировочное (10 ступеней, 1 компл.);
  • 47 — 2.202-029, пробка (3);
  • 48 — 2.202-010, кольцо уплотнительное (3);
  • 49 — 2.202-015, крышка редуктора (1);
  • 50 — 3041А6-26-18, болт (7);
  • 57 — 6 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (7);
  • 52 — 2.000-809, шайба (7);
  • 53 — 2.202-004, винт (1).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий