Лодочные моторы

Тип лодочного мотора

Лодочные моторы делятся на два основных типа: бензиновые моторы и электромоторы.

  • Бензиновые – самый распространенный тип моторов, устанавливаемых на лодки и катера во всем мире. По сути это обычный двигатель внутреннего сгорания. Конструкция таких моторов предполагает от 1 до 6 цилиндров, как с рядным их расположением так и с V образным. Бывают двухтактными и четырехтактными. Мощность варьируется от 2 до 350 л.с. На крупные суда устанавливаются не один двигатель а два или три. В качестве топлива используется бензин с октановым числом от 92, но рекомендуется 95. Бензиновые моторы, даже маломощные (2,5 л.с.) достаточно дороги. С ростом мощности значительно увеличивается их вес, габариты и стоимость. Мотор мощностью в 250 л.с. стоит как новый автомобиль класса “С”.
  • Электромоторы – это современный тип двигателей для лодок, который в качестве топлива использует электричество. Такой тип моторов экологически чистый, создает минимум шума и вибрации, имеет малый вес и габариты. Удобен как в эксплуатации так и в хранении. Но главными их недостатками являются их малая мощность, которая на сегодня не превышает 2 л.с. (здесь мы не рассматриваем стационарные электромоторы на крупногабаритных судах) и не высокая автономность – малый запас хода. Постоянно приходиться думать о запасе энергии в аккумуляторной батареи

Все бензиновые подвесные лодочные моторы делятся еще на два типа: 2-х тактные и 4-х тактные. Каждый из этих типов двигателей обладает как преимуществами так и недостатками. Нельзя сказать какой тип лучше. Все зависит от области применения и условий эксплуатации. Двухтактные обладают большей удельной мощностью в расчете на кг.веса. Они более распространены, т.к. их характеристик вполне хватает для большинства нужд. Чем же тогда хороши четырехтактные моторы если двухтактники так хороши. Четырехтактные более экономичны, создают меньше шума и вибрации, но и вес их конечно больше и у них есть свои особенности хранения и эксплуатации, да и цена все же выше аналогичных двухтактных. Но их экономичность в итоге отобьет ту разницу в цене которую вы переплатили купив четырехтактный лодочный мотор.

Глубина погружения винта

Длина дейдвудного устройства или колена – это расстояние от двигателя до винта. Для каждой лодки оно может быть разным. Все зависит от того, какие её размеры и глубина погружения. Если выбрать короткий дейдвуд на большую лодку, то винт может не полностью погружаться в воду, таким образом, будет теряться большое количество мощности. В случае больших размеров колена получится большое сопротивление воды и проблема с управлением, а также потеря мощности.

Поэтому очень важно знать, перед тем как выбирать лодочные моторы, какой выбрать дейдвудный механизм, чтобы он подходил для конкретной лодки и не создавал проблем с движением

Выбор мощности лодочного мотора

Для выбора мощности стоит использовать формулу: 25 кг. веса — 1 л.с. Вес включает в себя как массу самой лодки так и всех пассажиров и их груза. При таком расчете лодочный мотор сможет обеспечить выход лодки на режим глиссирования в течении 8-10 секунд. Но ни в коем случае нельзя устанавливать на лодку мотор, мощность которого превышает максимально допустимую производителем лодки.

  • 2 — 6 л.с. — Рекомендуется устанавливать на лодки диной до 3 м. и грузоподъемностью не выше 350 кг. Такие моторы экономичны, имеют малый вес и стоимость их не превышает 70 т.р. (речь идет о японских моторах) и могут обеспечить лодке скорость до 10 км/ч.
  • 6 — 15 л.с. — Самая распространенная категория моторов. Устанавливаются на лодки от 3 до 3,5 метров с грузоподъемностью до 550 кг. Как правило вес такого мотора составляет 30-35 кг. и его вполне можно переносить и устанавливать на лодку одному. Скорость, которую сможет обеспечить такой мотор — до 30 км/ч.
  • более 20 л.с. — Категория моторов, применяемая на лодках более 3,5 метров в длину и свыше 600 кг. грузоподъемностью. Это уже двухцилиндровые моторы, зачастую с электростартером и дистанционным управлением. Очень часто их можно встретить на моторных катерах и яхтах. Такие моторы имеют очень большой вес, которые один человек уже не осилит и их расход топлива составляет свыше 10 л/час.

Из бензиновых наибольшее распространение имели и имеют двухтактные лодочные моторы. У них малый вес и больше мощности на единицу массы. Их проще транспортировать, хранить и обслуживать. Но последние 10-15 лет четырехтактные моторы все больше отвоевывают рынок у двухтактных. 4-х тактные совершенствуются с каждым годом и их недостатки в виде большого веса и сложностей в эксплуатации и хранении постепенно нивелируются в процессе появления новых технологических решений и разработок. Преимуществами четырехтактных моторов являются: экономичность, экологичность, низкий уровень шума и вибрации, легкий пуск в любых погодных условиях. Экономичность перекрывает все их недостатки в виду постоянного роста цены на топливо и ужесточению экологических норм и требований.

Мощность лодочного мотора. Методика расчета мощности

Именно от мощности мотора зависит скорость передвижения судна. Современные лодочные моторы имеют мощность от 2 до 350 лошадиных сил и делятся на следующие категории:

2-6 лошадиных сил. Такие двигатели позволяют развивать скорость около 5-10 км/ч, однако стоит учитывать, что на скорость движения могут сильно влиять встречный ветер, течение и наличие дополнительного груза. Рекомендуется использовать подобные модели в небольших водоёмах со слабым течением;

8-15 лошадиных сил. В эту категорию относятся более мощные моторы – двухцилиндровые. Двигатель, обладающий мощность 8-10 лошадиных сил, без труда приведёт в движение лодку без груза с двумя пассажирами либо лодку с грузом и одним пассажиром. Для того чтобы прокатиться двоим с грузом, необходимо выбирать моторы, рассчитанные на 15 лошадиных сил;

От 20 лошадиных сил и более. Как правило, такие моторы имеют мощные гребные винты, изготовленные из алюминия или нержавеющей стали. Они практически не используются рыбаками ввиду дороговизны, большой массы и высокого расхода топлива. Чаще всего двигатели более 20 лошадиных сил устанавливают на цельнометаллические лодки, рассчитанные на 3-4 пассажиров.

Существует простая методика расчёта, позволяющая не допустить ошибок и подобрать максимально подходящее изделие: на каждые 35 килограмм снаряжённой массы добавляется 1 лошадиная сила.

Характеристики двигателя

Традиционно предпочитают выбирать силовые агрегаты импортного производства. Качество отечественных продуктов оставляет желать лучшего, несмотря на доступную стоимость

Помимо бренда важно правильно подобрать мотор по параметрам. Это делается после расчета оптимальной мощности по вышеописанной методике

Основные параметры силовой установки:

  • Тип – двух или четырехтактный. Первые характеризуются доступной стоимостью, вторые – стабильной работой.
  • Номинальное значение мощности – до 2 л.с.
  • Высота транца. Это часть силовой установки, примыкающая к корме. Средний показатель – 400 мм.
  • Тип управления – румпель, дистанционное или комбинированное.
  • Система запуска двигателя – ручная, электрическая или комбинированная.
  • Масса – до 30 кг.

Тип используемого топлива – бензин. Средний расход – до 2 л на 100 км. Есть отдельная категория электрических моторов, но из-за большой массы и непродолжительности работы на одном заряде они не популярны.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

  • Honda;
  • Suzuki;
  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Tohatsu.

При сравнении 15-сильных двигателей лучшие показатели по всем параметрам показала Хонда,немногим ей уступают двигатели Suzuki и Mercury. Но среди всех моделей Honda BF-15 оказалась и самой дорогой (около 150 000 рублей).

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Ямаха

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.

Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Рейтинг лодочных моторов от 5 до 10 лошадиных сил

Ниже представлены более мощные двигатели, которые могут быть использованы профессионалами и новичками. Экземпляры, которые заслужили наибольшее количество положительных отзывов среди потребителей.

Yamaha F9.9J. Мотор с мощностью 9,9 лошадок. Отличается высокой энергоэффективностью. Характеризуется отличной тяговой способностью. Предназначен для плавательных средств средних габаритов.

Плюсы:

  • вместительный резервуар для горючки на 24 л;
  • качественная сборка;
  • нет сильной вибрации и шума;
  • 36 кг не создают неудобств при транспортировке;
  • мультирумпель;
  • глиссирование будет обеспечено даже при посадке 2-3 пассажиров.

Минусы:

  • сложно отслеживать уровень горючего;
  • в режиме автомат нет функции отключения;
  • не каждому по карману покупка такой техники.

Mercury ME F 9.9 M. Четырехтактный движок оснащен баком на 12 л, также есть возможность установить дополнительный резервуар. С помощью румпеля можно управлять газом, останавливать, осуществлять подъем и опускание агрегата, переключать скорости.

Плюсы:

  • даже нагруженный он сможет глиссировать;
  • «пустой» разгонится до 36 км/час;
  • не нужно предварительно готовить топливную смесь, так как предусмотрена раздельная система смазки;
  • имеется термостат для защиты от перегрева;
  • допустимо применение в соленой и загрязненной воде.

Минусы:

  • бензин АИ-92 не подходит;
  • внушительные потери горючки 4 л/час.

Соответственно, за высокую надежность, качество и долговечность производитель затребовал не маленькую цену на свое детище.

Tohatsu M 9.8B S. Двухтактный ЛМ выдает силу в 9,8 лошадей. Работает в трех режимах: вперед, назад и нейтраль. Источников питания является бензиново-масляная смесь, управление осуществляется румпелем. Имеется тахометр и генератор.

Плюсы:

  • есть аварийное отключение;
  • не перегреется, так как есть система охлаждения;
  • тихий;
  • перемещение в местах небольшой глубины;
  • запуск электронного типа.

Минусы:

  • дорого;
  • не экологичен;
  • потребляет 5 литров за 60 минут.

Tohatsu M 9.8B S оптимально подходит для рыбалки, охоты и дальних прогулок.

HDX T 9.8 BMS весит всего 26 кг. Двухтактный китаец не испугается мелководья. Максимальная скорость 35 км/час. Плавание в течение 2,5 часов на одной заправке.

Плюсы:

  • не требователен к используемому топливу;
  • усиленный трехлопастной алюминиевый винт;
  • ограничитель оборотов;
  • не шумит, отведение газов осуществляется через винт.

Придется приловчиться, так как запускать нужно в ручную.

HDX T 9.8 BMS без проблем заводится при любых погодных условиях.

Hangkai 9.9. прослужит долго, не испугается больших нагрузок, дешевле, чем аналоги от известных брендов. Стандартный набор режимов. 24-литровый бак.

Плюсы:

  • рыбаки и охотники оценят тихую работу;
  • экономичная выработка топлива;
  • доступ к заслонке без проблем;
  • возможно глиссирование;
  • сопряжение с корпусными и надувными лодками.

Минусы:

  1. Недолговечность корпуса.

Двухтактный китаец Hidea HD9.8FHS. Аналогичен Тохатсу, но дешевле. Румпельное управление. Защищен от перегрева.

Плюсы:

  • выдерживает умеренные столкновения с камнями;
  • можно выйти на глиссирование за 5-7 минут;
  • примитивизм;
  • стильный дизайн.

Минусы:

  • заводить нужно вручную;
  • жалобы на работу редуктора.

Искать лучший лодочный мотор следует не только по знаменитости бренда. Ведь часто недорогие компании готовы предложить варианты не хуже. Индивидуальные предпочтения и уровень пользователя также играют далеко не последнюю роль. Однажды заморочившись, водитель сможет получить отличное плавсредство для организации досуга и не только своего.

Лошадиные силы в двигателе

Чтобы знать, какой мощности выбрать лодочный мотор, нужно примерно определить размер лодки и сколько человек в ней будет находиться. Для одного человека будет достаточно 6 л.с. Это же справедливо для недалёких заплывов, которые обычно делают рыбаки при выходе на речку или озеро.

Чтобы иметь возможность взять пассажиров и немного груза на борт, необходима средняя мощность как минимум в 10 л. с. Такая тяга позволит быстро набирать скорость и брать с собой несколько килограмм полезного багажа.

Если катер или лодка железная, то необходим двигатель с мощностью не менее 25 л. с., это позволит развивать хорошую скорость на таких устройствах и брать несколько пассажиров одновременно.

Исходя из мощностных характеристик, можно примерно понять, как правильно выбрать лодочный мотор. Если же ошибиться и на маленькую лодку установить мотор большой мощности, то может повыситься угроза опрокидывания во время совершения манёвра на лодке. Весовые показатели лодки должны сочетаться с количеством лошадиных сил в моторе.

Какой мотор выбрать по типу

Какой лодочный мотор лучше купить для лодки: двухтактный или 4-хтактный?

  • Небольшой вес;
  • Хорошая динамика;
  • Невысокая стоимость;
  • Простое обслуживание.
  • Меньше шумят при непосредственной эксплуатации;
  • Им нужно меньше топлива для работы;
  • Стабильная работа на малых оборотах;
  • Больше подходят для троллинга.

Какой ПЛМ будет лучше для надувной лодки: бензиновый или электрический мотор?

Плюсы бензинового ПЛМ:

  • Просто заправить (электрический придется заряжать, на что требуется время);
  • Приспособлены для продолжительного плавания;
  • Позволяют развить большую скорость, чем электромоторы.

Плюсы электрического ПЛМ:

  • Более простой в обслуживании;
  • Не надо тратиться на топливо и масло;
  • Небольшие размеры, вес;
  • Малошумность;
  • Экологичность.

Сравнительная характеристика

   Сравнивая два данных типа по удельной мощности, следует понимать разницу в технологиях. Четырехтактные продолжают совершенствоваться производителями, в то время, как двухтактные стали практически классикой, не подвергающейся модернизации. На сегодняшний день 4-х тактный лодочный мотор имеет большие габариты и, соответственно, большую массу. Он весит в полтора раза больше двухтактного при аналогичной номинальной мощности. Той категории потребителей, для которой вес не столь важен, остается лишь оценить преимущества нового типа: тишину, экологичность и уменьшенный расход.

   Опытные рыбаки утверждают, что двухтактные моторы гораздо проще в эксплуатации. Их долговечность обеспечивается тем, чем обычно и так славен наш народ – многое можно починить самому, не обращаясь в мастерскую. Это не только напрямую сэкономит время и деньги, но и не потребует решения вопросов с транспортировкой двигателя туда и обратно. Если же рыболов не хочет полагаться только лишь на свои силы, все равно проще отправиться не в отдаленный специализированный сервис, а обратиться к мастерам на ближайшей лодочной станции. Чинить двухтактные моторы им также привычно, как квадроциклы и водные скутеры. Даже на маленьких автомобильных СТО их берутся ремонтировать наряду с мотоциклами и мопедами.

    Итак, соберем все вышесказанное воедино.

    1) Основные плюсы двухтактных моторов:

малый вес; хорошие удельные показатели; надежность, обеспеченная простотой; умеренная цена; простота в ремонте.

    2) Основные плюсы четырехтактных моторов:

низкий уровень шума; использование новых технологий; малый удельный расход топлива; экологичность работы.

   Справедливости ради, отдельно укажем: 2-х тактные лодочные моторы уже несколько лет запрещены на западе, прежде всего, в странах Европы. Но не следует бояться, что сделано это из соображений безопасности – нет, все дело в их низкой экологичности. А европейские страны сейчас развернули активную борьбу за чистое небо, чистый воздух и чистые водоемы. С технической точки зрения, различия в выдаваемом уровне загрязнения между двух- и четырехтактным двигателями составляют всего пару процентов, но в отечественных реалиях этот разрыв может увеличиваться до 20%. Связано это с тем, что моторы нового поколения имеют встроенные механизмы регулирования выбросов, в то время, как двухтактная классика должна управляться исключительно человеком. В итоге получается так, что потенциал у обеих технологий велик одинаково, а по факту человеческое нежелание обучаться новой манере обращения с лодочным мотором приводит к загрязнению окружающей среды.

    Таким образом, сегодня 4-х тактные лодочные моторы в глазах широкой общественности выглядят более привлекательно, хотя окончательный выбор всегда остается за покупателем.

Корпус лодки и нагрузка

При выборе лодочного мотора еще нужно учесть такой момент как глиссирование. Допускает ли ваша лодка глиссирование. Глиссирование – это движение на большой скорости, при котором воды касается только небольшая нижняя часть корпуса лодки. При таком движении вес экипажа и груза компенсируется подъемной силой при глиссировании. Если же идти в обычном режиме, водоизмещающем, то весь вес компенсируется по закону Архимеда. Если ваша лодка не способна идти в режиме глиссирования, то тогда можно ограничиться двигателем от 2 до 10 л.с. в зависимости от лодки и нагрузки. В водоизмещающем режиме дополнительная мощность ничего полезного не даст, а лишь увеличит волнообразование и забрызгивание. В таком режиме через чур мощный мотор притопит корму и даже при небольшом волнении сильно возрастает опасность захлестывания. А вот для глиссирующей лодки слабый мотор может быть проблемой. Он не позволит ей развить нужную скорость и лодка вообще не сможет выйти на глиссирование при большой нагрузке.

Подбор лодочного мотора для глиссирующей лодки производится путем суммирования веса: корпуса лодки, мотора, экипажа и запаса топлива. Разделив полученную сумму на 30, получают искомую минимальную мощность ПЛМ, которая нужна для того, чтобы вывести ее на глиссирование.

Именно от этих показателей будет зависеть максимальная скорость вашей лодки под мотором. Водоизмещающим судам требуется до 3 л.с. мощности мотора на каждую тонну водоизмещения для того, чтобы развить скорость от 9 до 18 км/ч., при установленном соответствующем гребном винте.

Отношение мощности мотора к весу лодки должно превышать 1/20 – для килеватых лодок, 1/35 – для лодок оптимизированных под глисс. Для обычных лодок соотношение должно быть больше 1/25. Однако и ту нельзя перебарщивать. При излишней мощности глиссирующая лодка может потерять устойчивость, что при большой скорости может быть крайне фатальным. Для исключения подобных случаев были разработаны специальные рекомендации, которые ограничивают мощность мотора в зависимости от произведения длины лодки (Л) на максимальную ширину транца (Т). К примеру лодка с длиной 3 метра и транцем 1,18 м должна иметь двигатель не более 3 л.с., длиной 4 метра и транцем 1,4 м двигатель не более 30 л.с., а лодка 4,6 метра длиной и 1,8 транец уже может иметь мотор в 85 л.с. Но кроме этих рекомендаций обязательно надо учитывать и прочностные характеристики материала, из которого изготовлена лодка. Не все материалы могут свободно переносить сильные и частые удары о волны. Обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашей надувной лодки перед покупкой подвесного мотора. Даже если экономичность мотора для вас не важна, у каждого судна есть предел мощности по условиям безопасности. При росте скорости очень сильно возрастают и силы, действующие на корпус лодки. Эти силы могут вызвать опрокидывание лодки и даже ее разрушение.

Табл. Соотношения габаритов лодки и максимально допустимой мощности мотора

Длина лодки (Л) x Ширина транца (Т)3,253,53,84,14,44,85,26,47,07,58,0
Рекомендованная мощность ПЛМ (л.с.)357,51015202530405060

Мотор для резиновой лодки: выбираем по мощности

Мощность бензинового мотора от электромотора отличается по ряду характеристик. Например, в бензиновом двигателе из возможной мощности в 100% показатель может достигнуть лишь 60%. В редких случаях он может достигать до 70%. Но при этом бензиновые модели характеризуются безопасностью, надежностью и низким потреблением горючего.

Электромотор в свою очередь достаточно ограничен в скорости, которая может достигать максимум 8 км/1 час. Вот почему электромотор рекомендуется выбирать рыбакам и охотникам со скромными запросами к скорости.

1. Установка лодочного мотора на транец лодки .

Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.

Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.

2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).

Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.

При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.

3. Подбор шага гребного винта.

4. Распределение веса в лодке.

В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.

Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.

5. Гидрокрыло на лодочный мотор.

Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.

Двухтактный или четырехтактный

Техническая разница между этими вариантами существенная, но вам для ответа на вопрос какой лодочный мотор лучше выбрать, следует знать следующее:

  • Двухтактный потребляет больше топлива (примерно на 20%);
  • В качестве топлива используется смесь бензина и масла;
  • Работает громче и менее стабильно;
  • Меньше весит;
  • Стоит дешевле примерно на треть;
  • Имеет меньше ограничений при транспортировке и располагает доступным обслуживанием.

Понятно, что многие будут выбирать исходя из цены, но советуем вам продумать то, как и на каких водоемах вы собираетесь использовать технику. Если вы любитель порыбачить в труднодоступных местах,  то лучше выбирать двухтактное решение, а для тех, кто хранит лодку на воде или не имеет проблем с подъездом к озеру или реке – отлично подойдет четырехтактный вариант.

Критерии выбора лодочного мотора: справка редакции Zuzako

Мы рассмотрели самые популярные модели подвесных лодочных моторов, а теперь нужно разобраться, какие обязательные характеристики нужно учитывать при покупке двигателя. Итак, это:

Тип двигателя. Лодочные моторы делятся на бензиновые и электрические. Первые представляют собой стандартные двух- и четырёхтактные ДВС. Двухтактные двигатели просты и практически по всем показателям, кроме цены, проигрывают четырёхтактным аналогам. Моторы, работающие в четыре такта, экологичны, надёжны, производят мало шума, экономно расходуют топливо. Большим недостатком является высокая цена.

Электродвигатели малопопулярны на российском рынке вследствие своего недавнего появления. Они практически бесшумны, экологичны, достаточно мощны, но по стоимости часто не уступают бензиновым аналогам, к тому же аккумуляторы нужно заряжать, а это означает, что нельзя далеко удаляться от стационарных электросетей.

Мощность. Подбор двигателя по данному показателю нужно делать в соответствии с габаритами лодки и предполагаемого максимального количества пассажиров. Для рыбалки в одиночку или в паре, а также для кратковременных непродолжительных перегонов подойдёт двигатель мощностью в 5 л.с. Если предполагается размещение 3–4 человек и небольшое количество груза, выбирайте агрегат в 10 л.с., а если 4–8 пассажиров, то это уже большая лодка – приобретайте серьёзный движок минимум на 20 л.с.

Габариты. Этот показатель зависит от конструкции двигателя и должен быть сопоставим с размерами лодки. При неправильном выборе существует вероятность создания большого проседания кормы, что значительно скажется на комфортности и безопасности. Для маленьких лодок рекомендуется выбирать компактный двух- или четырёхтактный движок со встроенным баком на 1–2 л, но если планируются дальние переходы, установите дополнительную ёмкость с хорошим объёмом.

Глубина погружения винта. Важным показателем является длина дейдвуда (колено от двигателя до винта). От него зависит не только скорость, но и эффективное использование имеющейся мощности мотора. Выбор дейдвуда осуществляется в соответствии с высотой борта и глубины его погружения. Если двигатель будет с коротким дейдвудом, то винт может работать не во всю силу из-за неполного погружения и половина мощности будет расходоваться вхолостую. Также плохо, если дейдвуд будет слишком длинным, поскольку винт будет сильно заглублен и будет работать с большей нагрузкой, тем самым понижая мощность агрегата

Поэтому уделите этому показателю должное внимание и выбирайте двигатель с оптимальными значениями.

Тип управления. Управление двигателем может быть румпельное (непосредственное) и дистанционное

Первый вариант — управление при помощи поворотной рукоятки, размещённой на двигателе и являющейся обязательным элементом мотора. Румпельная система отличается высокой надёжностью, поскольку состоит из минимального количества деталей и соединений. В основном она устанавливается на на небольшие и средние лодки. Дистанционное управление осуществляется благодаря набору передаточных узлов, которые надёжно, но с незначительной задержкой отвечают на действия рулевого. Точка управления располагается посередине или ближе к носу лодки.

Также нужно обратить внимание на уровень шума, издаваемый двигателем во время работы, манёвренность и вес. Не последнюю роль играет производитель и стоимость агрегата

Общие советы

Для того чтобы не возникало проблем при эксплуатации лодочного мотора, стоит придерживаться ряда правил:

  • Не стоит проверять работоспособность мотора на постоянном полном газу тем более по густой траве и камням на мелководье. Такие поездки могут закончиться повреждением гребного вала или выходом из строя редуктора.
  • Смесь бензина с маслом должна быть в нужной пропорции. Нарушение пропорции приводит к выходу из строя деталей топливной системы.
  • Нужно во время менять свечи, руководствуясь заводскими нормами. В запасе неплохо всегда иметь пару свечей.
  • Необходимо регулярно проверять наличие струи в контрольном отверстии охлаждающей системы во избежание перегрева мотора.
  • Необходимо иметь с собой запасные шпонки. При обрыве шпонки ее можно будет заменить в пути и двигаться дальше.

Следует не забывать, что на воде обстоятельства складываются несколько по иному, чем на автомобильной дороге. Может так получиться, что рядом никого не окажется и помочь будет некому.

Подведём итог – Какая лодка лучше для одного “эгоиста” и какая лодка лучше для двоих рыбаков?

Производителей ПВХ лодок полно: Ривьера, Ротан, Солар, Аква, Хантер, Ниссан Марин, Адмирал, Стрим и китайщина, коих и названий не слыхал – полно.

Столько же и моторов к эти лодкам – Ямаха, Тоха (Тохатсу – они же Меркури-Мерк), Хонда, Спорт Джет, Марин, Сузуки и другие.

Для “эгоиста” – одного рыбака, как и для двух рыбаков гладите в сторону лодок с надувным дном (НДНД) Фрегат или Солар, плюс мотор Тоха или Мерк с 9.8 лошадок. И буде вам счастье!

Хочу еще рассказать о лодке-риб (в этой публикации я специально на таких лодках не останавливался): Складной Риб «WinBoat 360 Sprint»: отличная лодка для рыбалки, лучше, чем пайольные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий